18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Иране открылся первый музей, посвященный художнице

Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране

Главная женщина в иранском искусстве, 93-летняя художница Монир Шахруди Фарманфармаян, передала более 50 своих работ в дар новому музею в Тегеране. Музей Монир, который открылся в бывшем дворцово-парковом комплексе XIX века в декабре, стал первой в Иране институцией, посвященной творчеству женщины. «Я оставляю стране произведения, дающие представление о работе всей моей жизни, — призналась Фарманфармаян в интервью The Art Newspaper. — Моя любовь к родной культуре видна во всем, что я создаю».

Художница, которая родилась в 1924 году в древней персидской столице Казвин, вернулась в Иран в 2004-м, большую часть жизни проведя за рубежом, куда была вынуждена уехать в конце 1970-х. Сегодня, несмотря на болезнь, она продолжает работать в своей студии в Тегеране, где ей помогают несколько ассистентов.

Знаменитые причудливо геометрические мозаики Фарманфармаян из зеркального стекла навеяны традиционными украшениями и узорами иранских мечетей и дворцов. Именно этими работами художница прославилась как у себя на родине, так и в мире. Большая часть ее собственной коллекции иранского искусства была конфискована после бегства шаха и провозглашения Исламской Республики в 1979 году.

Музей Монир открылся под крылом Тегеранского университета. Он находится в Негарестанском саду, дворцовом комплексе времен правления династии Каджар (1795–1925), бывшем музее культуры, который позже был закрыт. Интерьеры для новой институции были переосмыслены иранским архитектурным бюро Reza Najafian.

«Для Монир большая честь, что у нее на родине ее заслуги признали именно таким образом — открыв ее музей, — говорит пресс-секретарь галереи The Third Line, которая представляет художницу в Дубае. — Для Ирана это случай беспрецедентный». Фарманфармаян подарила музею более 50 своих работ, охватывающих шесть десятилетий ее карьеры, на условиях вакфа — исламского института передачи собственности на религиозные или благотворительные цели. К числу этих произведений относятся работы из цикла «Горе» — скульптуры, фотоколлажи, гравюры и объекты, созданные в память о ее муже Аболбашаре Фарманфармаяне, который умер от лейкемии в 1991 году. Он был родом из старинной иранской семьи, очень влиятельной до исламской революции. Возможно, именно поэтому в названии музея используется только имя художницы, но не фамилия.

В экспозиции также можно увидеть работы из серии «Девятиугольник» — зеркальные мозаики на гипсе и дереве, которые были представлены в 2015 году на первой ретроспективе Монир, организованной Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Та выставка открылась ровно через 70 лет после первого приезда будущей художницы в США, где она обучалась в Университете Корнелла и Школе дизайна Парсонса. Позднее Монир работала иллюстратором в Vogue, дружила с такими художниками, как Энди Уорхол и Виллем де Кунинг.

Свой персональный узнаваемый стиль Фарманфармаян нашла во время посещения мечети Шах-Чераг в Ширазе, где она побывала в 1970-х, приехав на родину на отдых (тогда авиасообщение между Ираном и США еще было регулярным). Это место паломничества славится своим богатым убранством — сверкающим зеркальным интерьером. «Ее заслуга в том, что она воздала должное мастерству и архитектуре Ирана, вобрала в себя то, что всегда здесь присутствовало, и познакомила с этим мир», — говорит куратор Роза Исса, представлявшая Фарманфармаян в Лондоне. По ее словам, творчество Монир, в свою очередь, породило множество подражателей в Иране.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+