18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Амит Суд: «Чем больше цифровые технологии проникают в культуру, тем больше посетителей приходит в музеи в реальности»

№60
Материал из газеты

Директор Института культуры Google рассказал Анне Сомерс Кокс, редакционному директору The Art Newspaper, о проекте Google Arts & Culture

Уроженец Бомбея Амит Суд, директор Института культуры Google и Art Project, показывает компьютерную программу, которая заставила бы сюрреалистов рыдать от радости. Называется она X Degrees of Separation, ее придумали художники Марио Клингеманн и Саймон Доури. Используя алгоритмы машинного распознавания образов, программа находит связи между двумя любыми произведениями искусства, выстраивая их в цепочку с промежуточными звеньями — по принципу любимой в компаниях интеллектуалов игры «Изысканный труп». Это достижение отдела «Эксперименты», в который привлекают художников, чье творчество находится в авангарде технологий.

И это всего лишь один из проектов онлайн-платформы Google Arts & Culture, некоммерческого подразделения Google, основанного в 2011 году в рамках Института культуры Google, целью которого изначально была оцифровка произведений искусства в музеях. Сейчас институт сотрудничает с 1,5 тыс. музеев и культурных институций в 70 странах.

А началось все благодаря знаменитому принципу «20% времени»: каждый сотрудник компании Google имеет право 20% рабочего времени проводить, обдумывая новые проекты. Амит Суд, будучи инженером-программистом, поделился своей идеей с тогдашним главой Тейт Николасом Серотой, бывшим директором Метрополитен-музея Томасом Кэмпбеллом и Гленном Лоури, директором Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). Он сказал им: «Почему нельзя рассматривать “Звездную ночь” ван Гога, которая висит в MoMA, у себя дома на мониторе, за бокалом вина, — в хорошем разрешении, а не квадратик размером с ноготь из “Google Картинок”? Великолепно отснятую, и чтобы параллельно о ней мне вещал голос куратора. И если мне понравится, то, когда я приеду в Нью-Йорк, обязательно зайду в MoMA взглянуть на оригинал», — вспоминает Суд.

Теперь Google Art Camera снимает изображения такого высокого разрешения, что можно увидеть мазки кисти или мельчайшие нити вышивки; виртуально с ее помощью можно «потрогать» произведение искусства, фактически его не касаясь. Музеи также могут загружать в базу свои собственные изображения. Шесть миллионов фотографий, видеороликов, рукописей и других архивов с документами, в том числе сотни тысяч изображений произведений искусства, уже доступны на онлайн-платформе.

Изображения структурированы по музеям, выставкам или по мультимедийным сюжетам, «историям», над которыми работают сами сотрудники Google или партнеры проекта. Истории становятся все более интересными: есть и документальные мини-сюжеты, и более сложные, с видео, музыкой, ведущими и серьезными текстами.

Google Arts & Culture теперь намного больше чем просто цифровое хранилище коллекций произведений искусства. Проект сам стал крупным производителем культурного контента с огромным охватом аудитории: это и социальные сети, и приложение (уже более миллиона скачиваний), и 50 млн пользователей сайта Arts & Culture. Не говоря о 500 млн ежемесячных запросов, связанных с искусством, которые обрабатывает поисковик Google.


Какова миссия Google Arts & Culture?

Наша цель — сделать информацию из мира искусства и культуры доступной и эффективно организованной. В 2011 году, когда проект запускался, первым музеям-партнерам мы говорили, что просмотр контента на сайте Google Arts & Culture со временем заменит людям реальный опыт знакомства с произведениями искусства. Однако позже стало ясно: чем больше цифровые технологии проникают в культуру, тем больше посетителей самостоятельно приходят в музеи в реальности. Прямую корреляцию проследить сложно, но очевидно, что применение цифровых технологий увеличивает посещаемость музеев, заинтересовывает людей.

Кому принадлежит авторское право на изображения, которые можно увидеть на вашей платформе?

Все права и полный контроль над изображениями и контентом, публикующимся на платформе, у наших музеев-партнеров. Это относится и к изображениям, созданным при помощи оборудования Google, например камеры высокого разрешения Art Camera, и к мультимедийным сюжетам, которые мы называем «историями» (stories).

Как музеи используют ваши изображения высокого разрешения?

Зависит от того, насколько велик музей. Крупные культурные институции используют изображения в образовательных программах и других собственных проектах. Для ряда музеев, преуспевших в области цифровых технологий, мы играем роль тестовой площадки. Метрополитен-музей, например, недавно открыл доступ к высококачественным изображениям шедевров из своей коллекции. В беседе с Google Arts & Culture сотрудники музея признались: «Если бы вы, ребята, не оцифровывали наши экспонаты и не помогали бы структурировать онлайн-архивы, мы бы, наверное, никогда не взялись за эту работу».

Теперь вы не просто занимаетесь оцифровкой произведений искусства, но и сами стали производителями контента? 

Главным направлением по-прежнему остаются изображения, но мы извлекаем из них идеи. Самый большой на данный момент проект называется «Мы облачены в культуру» (We Wear Culture), он посвящен, как можно догадаться, моде. Мы обнаружили, что многие музеи загружают на онлайн-платформу фото предметов моды и дизайна, просто чтобы они там хранились. Потом были встречи с Анной Винтур, бессменным главным редактором американского журнала Vogue, и другими влиятельными людьми из мира моды, и все они негодовали по поводу того, что потрясающие изображения до сих пор без комментариев и пояснений. Тогда мы и решили начать такой проект. Я думал, присоединятся только Метрополитен, Музей Виктории и Альберта и еще пара-тройка других, а их собралось 185. Проект целиком посвящен иконам стиля, модным направлениям и нацелен на то, чтобы заинтересовать молодую ауди­торию YouTube. Так, у нас есть серия роликов об истории разных предметов гардероба. Например, толстовки (hoodie), ведь молодежь не знает, насколько эта вещь связана с политикой и культурой.

Над подобными проектами наверняка трудится целая команда редакторов, кураторов и сценаристов?

Нет, у нас есть группа, которая занимается контентом, но основной объем информации предоставляют музеи. Каждый партнер получает доступ к инструментарию по созданию историй. Кураторы становятся редакторами, и в итоге 95% всех сюжетов, которые вы видите на портале, музеи создают сами. Если экспонаты, необходимые для подготовки истории, разбросаны по музеям, мы ищем человека, который напишет ее. На такой случай у нас есть один-два фрилансера. 

Порой мы предоставляем ресурсы — иногда технические, иногда финансовые. Нередко консультируем музеи по вопросам привлечения аудитории в Интернете. Четыре года назад, когда мы только запускали формат историй, один музей-партнер прислал нам несколько страниц зубодробительного академического текста, а потом жаловался, что никто его не читает. Мы возразили: «Если хотите, чтобы люди это читали, начните с изображений и найдите интересные и понятные факты». В этом направлении мы тоже подсказываем музеям свежие идеи и ходы. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+