Ярмарка, проходящая в 63-й раз, с каждым годом становится все более универсальной, предлагая не только антики и старых мастеров, модернистский дизайн и африканские маски, но и свежее современное искусство и сенсационные артефакты, как скафандр советского космонавта Геннадия Стрекалова.
Скафандр «Сокол КВ-2», произведенный на НПП «Звезда» примерно в 1987 году, побывал в космосе вместе со своим хозяином Геннадием Стрекаловым во время полета на корабле «Союз-10» с 1 августа по 10 декабря 1990 года. Эту реликвию, оцененную в €130 тыс., привезла в Брюссель молодая галерея из Ареццо Theatrum Mundi. Скафандр происходит из коллекции Малкольма Форбса, распроданной на легендарных «космических торгах» Sotheby’s в 1993 году. «Интерес к России и ее великим космическим достижениям сейчас огромен. У нас есть потенциальные клиенты, в том числе в Петербурге, которые хотели бы вернуть этот скафандр на родину, — рассказывают галеристы. — Он в потрясающей сохранности и подписан самим Стрекаловым».
Конкуренцию советскому костюму составляет резиновое облачение Леонардо — одной из черепашек-ниндзя из культового сериала, последняя работа художника Джеймса Маури Хенсона, ставившего также «Улицу Сезам». Стенд галереи — не просто набор раритетов, но изящная выставка, сделанная как будто по заветам знаменитого куратора Жан-Юбера Мартена — сопоставлять вещи разных эпох и цивилизаций, но с похожей темой. Компанию нашему скафандру составляют крошечный карандашный набросок Джорджа Мельеса к фильму «Путешествие на Луну» (1902), парка северного племени инуитов из полупрозрачной материи 1920-х годов, предвосхищающая космический дизайн, костюм Человека-паука и фотография «Прыжок» Ива Кляйна 1960-х годов, где художник как будто замер в невесомости.
Можно заметить, что стендов, сделанных по похожему принципу «смешать, но не взбалтывать», становится на ярмарке все больше. Отсек завсегдатая ярмарки, галереи Finch & Co — самое яркое воплощение «лавки древностей» из детских приключенческих книжек. Чего тут только не обнаружишь, причем и по вполне демократическим ценам от €1 тыс.! Это и китайские фигурки, и итальянский сувенир, игрушечный столик эпохи гранд-туров (такие привозили первые туристы в XIX веке); это собранные в одну рамку пять кусочков тканей, в которые были завернуты египетские мумии 1294–1279 годов до н.э. — заманчивый памятник эпохи великих археологических открытий; это немецкое пособие для врачей XVII века — костяная фигурка беременной женщины с откидывающимся животом, и резные шкатулки из Архангельска начала XIX века, и даже открытки времен Крымской войны, которые посылали английские моряки из Балаклавы.
Галереи, специализирующиеся на более серьезном и дорогом искусстве, также не брезгуют смелыми контрастами. В Tornabuoni Arte картину школы Пинтуриккьо оттеняют жженые холсты Альберто Бури 1960-х годов. Галерея Brenske из Мюнхена, представляющая русскую и греческую иконопись, поместила рядом с «Распятием» композицию Гюнтера Юккера из гвоздей. Хозяин галереи объясняет, что видит в работах современных мастеров «такую же спиритуальность, как в иконах».
Президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке тоже участвует в ней как галерист (Harold T’Kint de Roodenbeke) с личным и весьма независимым вкусом. В его коллекции много графики местных художников, причем и совсем неизвестных интернациональной публике. Из главных имен бельгийского искусства представлен Джеймс Энсор с полным иронии рисунком кортежа герцога Морица Нассау-Оранского, где вместе с солдатами маршируют свиньи и петухи, 1904 года. Подобные рисунки всяческих процессий сейчас можно видеть на выставке в музее Остенде, родного города Энсора. Длинный рисунок разделен на две части, которые довольно варварски продаются по отдельности, каждый фрагмент по 70 с лишком тысяч евро. (Живопись же Энсора продается на порядок дороже — от €500 тыс. до €1 млн в галерее Samuel Vanhoegaеrden.)
Харольд т’Кинт де Роденбеке заканчивает свой второй срок на посту президента BRAFA с впечатляющими результатами. Посещаемость ярмарки увеличилась почти на треть — с 46 тыс. человек в 2012 году до 61 тыс. в прошлом — и, видимо, еще возрастет в этом году, так как с новыми участниками приходят и новые коллекционеры. В этот раз ярмарка пополнила свой состав 12 новыми экспонентами, и в их числе, например, такой суперавторитет в мире современного искусства, как нью-йоркская галерея Барбары Глэдстоун (Gladstone), открывшая свой филиал в Брюсселе. На стенде галереи можно видеть большую шелкографию дуэта Аллора и Кальсадилья, представлявших Америку на Венецианской биеннале, на тему недавнего женского марша розовых шапочек в Вашингтоне (€125 тыс.) и скульптуру Уго Рондиноне — гигантский золотой терновый венец (€130 тыс.).
Главным же современным героем ярмарки стал 82-летний Христо (Явачев), легендарный упаковщик мостов и островов, приглашенный в качестве почетного гостя. Увы, один: его жена и соратница Жанна-Клод скончалась несколько лет назад. Инсталляция Христо «Три витрины» (1965–1966) не только самое большое произведение, когда-либо выставлявшееся на BRAFA (14 м длиной и 2,5 м высотой), но и, возможно, одно из самых радикальных в истории ярмарки в своем неподкупно непрезентабельном минимализме. Чтобы коллекционеры не прошли мимо окошек, затянутых серой тканью, приняв их за технические помещения, инсталляцию упаковали в специально выстроенный саркофаг. Впрочем, рынок легко переваривает даже такую тяжелую концептуальную пищу — работы Христо (эскизы инсталляций и объекты) появились сразу на многих стендах ярмарки по хорошим ценам, а самых недоверчивых коллекционеров ждет ретроспектива художника в Королевских музеях Брюсселя.
Так, галерея Guy Pieters, хорошо чувствующая конъюнктуру, сменила своего любимца Яна Фабра на Христо. Самая дорогая из представленных здесь работ Христо оценивается в €900 тыс. Это витрина с четырьмя стопками старых журналов разной степени упакованности — от просто перевязанной бечевкой до спрятанной в полиэтилен и черную бумагу. Однако, видимо, не совсем уверенная в успехе, галерея подстраховалась чрезвычайно яркими и эффектными панно Джулиана Шнабеля из битых тарелок. Кинорежиссер повторил на бис принесшую ему известность в 1980-е технику, каждая такая мозаика стоит €300–400 тыс.
И все же, в отличие от ярмарок современного искусства, таких как Art Basel или Frieze, самым дорогим на BRAFA остается классика. Например, Рубенс за €6 млн. Правда, он один из трех соавторов картины «Диана с нимфами охотится на оленя» в галерее Klaas Muller: маэстро попросили писать фигуры, в то время как его коллеги занимались пейзажем и животными. Миллионные ценники и у Рене Магритта (€4 млн в галерее Boon) — его также чествуют выставкой в Брюсселе в этом году, — и у Роберта Матты (€2,5 млн в Die Galerie), а за полмиллиона можно приобрести прекрасные антики или ренессансное тондо Джованни делла Робиа из цветной керамики в галерее Desmet.
Весь стиль BRAFA, где в одном пространстве смешиваются и уживаются радикализм и буржуазность, колониальные памятники и имперские символы, роскошь и демократизм, где как будто нет никакого конфликта между старым и современным, — все это демонстрирует на поле арт-рынка принципы нынешней европейской толерантности, особенно важной для такой столицы, как Брюссель.
Комплекс Tour&Taxis, Брюссель
С 27 января до 4 февраля