Подписанный президентом России Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» расширяет перечень оснований, на которых авторы оригиналов произведений изобразительного искусства смогут получать вознаграждение по праву следования. Поправки были инициированы и разработаны в Министерстве культуры РФ, затем их приняла Государственная Дума и одобрил Совет Федерации. Закон вступит в силу с 1 июня 2018 года.
В пункте 1 статьи 1293 уточняется, в каких случаях авторы произведений (в том числе художники, скульпторы, иллюстраторы и т. д.) получают процент от повторной продажи своих работ. В соответствии со старой редакцией статьи художники могли рассчитывать на процент с перепродажи только в том случае, если посредником в сделке выступало юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Теперь, как отмечает Минкультуры в официальном комментарии для TANR, «согласно принятому закону, они смогут получать вознаграждение при каждой перепродаже оригинала, в которой аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин участвуют не только в качестве посредника, но и в качестве продавца или покупателя». Таким образом, под действие закона об авторских отчислениях не попадают только сделки с искусством между физическими лицами.
Кроме того, закон обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих (в любом качестве) в перепродаже произведений искусства, предоставлять сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения самому автору или организации по коллективному управлению, представляющей его интересы.
Вознаграждение в пользу автора выплачивается продавцом произведения искусства. Детально процедура сбора и выплаты вознаграждения, учитывая новые положения статьи 1293 ГК РФ, будет прописана в изменениях к Постановлению Правительства РФ № 285 от 19 апреля 2008 года «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».
В июле 2017 года также были внесены поправки в статью 1252 ГК РФ «Защита исключительных прав», которые вступили в силу с 1 января 2018 года. Статью дополнили пунктом 5.1 следующего содержания: «В случае, если правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор подведомствен арбитражному суду, до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации обязательно предъявление правообладателем претензии».
Денис Лукашин, один из совладельцев и управляющий партнер группы компаний «Арт Консалтинг», поясняет суть нововведения: «Теперь в случае невыплаты вознаграждения авторские общества, которые его собирают, смогут привлекать правообладателя с претензией и уже через арбитражный суд добиваться выплаты вознаграждения от посредников, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (аукционы, галереи, дилеры, салоны и т. д.)».
Напомним, что право автора произведения на получение процента от перепродажи его работы в юридической практике называется «правом следования» (по-французски droit de suite, по-английски resale right) и применяется во многих европейских странах (Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция), но не действует в США. В отличие, например, от британского законодательства, где право следования распространяется только на живых авторов, в России право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (70 лет со дня смерти художника).
Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений утверждены постановлением правительства РФ в 2008 году, тогда же определили размер вознаграждения — примерно 5% от цены перепродажи (при сделках на суммы свыше 100 тыс. руб. рассчитывается по специальной формуле). Однако до октября 2014 года ГК РФ предполагал сборы только с публичной перепродажи картин и рукописей. Последние три года по закону под действие права следования попадает любая сделка с искусством, в которой участвует посредник, поэтому если на первом этапе действие закона фактически распространялось лишь на аукционные дома, то с 2014 года процент автору обязаны выплачивать также галеристы и, строго говоря, частные дилеры. Однако отследить подобные непубличные сделки практически невозможно, поэтому теперь в законе появился пункт об обязанности любого участника сделки, если он юридическое лицо или ИП, предоставлять сведения о продаже произведений искусства.
Очевидно, подготавливая почву для окончательного решения вопроса об авторских отчислениях, Минкульт в ноябре в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума провел круглый стол на тему «Правовое регулирование права следования в России: совершенствование законодательства, опыт работы организации по коллективному управлению правами, проблемы правоприменительной практики и перспективы на будущее». В обсуждении приняли участие юристы, художники и представители творческих союзов. Все они говорили о сложностях, которые возникают в связи с реализацией этого права.
Пока единственной аккредитованной Минкультуры российской организацией по управлению правами в этой сфере (авторские отчисления с перепродажи картин и рукописей) остается некоммерческое партнерство «УПРАВИС», с 2015 года находящееся под контролем Российского авторского общества (РАО). Государственная аккредитация УПРАВИС на осуществление деятельности по праву следования действует до 2023 года.
Впрочем, до сих пор НП «УПРАВИС», в разных формах существующему с 2006 года, не удавалось наладить процедуру получения отчислений авторам с продавцов у нас в стране. Как рассказали TANR в пресс-службе партнерства, до настоящего времени выплата вознаграждения российским авторам и иным правообладателям за перепродажи произведений изобразительного искусства в основном осуществлялась за счет денежных средств, поступающих из-за рубежа. В УПРАВИС считают, что исполнению этой нормы закона мешает тот факт, что данное право является относительно новым институтом для России. Кроме того, бизнес по перепродаже произведений искусства зачастую не слишком прозрачен, а информация о продавце оригинала произведения и его покупателе, как правило, не афишируется. На Западе, например, в каталогах аукционных продаж до их начала указывается, какие произведения попадают под действие закона о праве следования. Российские продавцы искусства не привыкли к тому, что за интеллектуальные права художников нужно платить. «Надеемся, что вступление в силу новой редакции статьи 1293 ГК РФ позволит УПРАВИС вывести сотрудничество с аукционными домами и галереями в России на качественно новый уровень», — подчеркнули в организации.