18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многоконфессиональный Рерих: мирискуссник, гуру, гражданин мира

140-летие художника Русский музей отметит большой выставкой.

Русский музей сопроводил выставку к 140-летию со дня рождения Николая Рериха альбомом, который мог бы выйти и 100 лет назад. В нем, если не считать предисловия Евгении Петровой, заместителя директора музея по науке, и цитат из дневников самого Рериха, только старые тексты: Сергея Маковского, Александра Бенуа, Леонида Андреева. Не в последнюю очередь это говорит о герметичности творчества Рериха, который остался в истории отечественного искусства немного мирискусником, главным русским фанатом Индии, а также автором знаменитого пакта о защите культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»).

Выставка (около 300 экспонатов) из Русского музея, Третьяковки, Музея-заповедника «Петергоф» и Научно- исследовательского музея РАХ предъявляет главные ипостаси художника. Бенуа говорил о том, что «Рериху дорога юрта кочевника, а меня тянет к стройным кипарисам ». И дальше — о своем желании привить всем людям язык богов, тогда как Рерих предпочитает язык дикарей, «без путаницы, внесенной так называемой цивилизацией ». В Петербурге этот дискурс до сих пор актуален, вспомним хотя бы споры неоакадемистов и последователей «новых диких».

Центром выставки стал первый полный показ сюиты Богатырский фриз — декоративных панно, созданных Рерихом в 1910 году для дома Торгово-промышленного товарищества «Бажанов и Чувалдина» в Петербурге. Филадельф Бажанов и Екатерина Чувалдина с десятью детьми занимали 40-комнатную квартиру, где монументальное панно располагалось в большой столовой, поэтому «Садко» с купеческми ладьями «в кильватерном строю» имеет размеры 2х7 метров. Это панно повторяет композицию ранней известной картины художника «Иноземные гости». Остальные сюжеты сюиты также мифологемны и патриотичны: Витязь; Баян; Илья Муромец. Выбивается из этого ряда только Соловей-разбойник, свистящий свою бандитскую трель из избушки на мощных деревянных ногах. Богатырский фриз показывает окончательный отход Рерихастанковиста от приглушенной северной гаммы, свойственной, например, его картонам Идолы и Каменный век. Север. Олени. Палитра Рериха становится контрастной, цвета — открытыми. Горный пейзаж Граница царств и Тени (оба — 1916) с наскальными рисунками, как будто бы освещенными первобытным костром, предвещает гималайские пейзажи, где преобладают оттенки синего и красного.

Из позднего Рериха интересны пейзажи Эверест и Голубые горы, а также сюрреалистичные Облако-стрелок и Ко- вер-самолет, где Рерих изображает себя как мага, способного укротить зловещее сияние предзакатного неба, стать покровителем всех людей. Ковер-самолет был создан в 1939 году — и эта датировка символична, как и последующие. Картина Ждущая датирована 1941-м, Борис и Глеб и Поход Игоря — 1942-м, Мрачный утес; Партизаны; Единоборство Мстислава с Редедей — 1943-м, а Весна священная — 1945-м. Любопытны у Рериха партизаны с длинными бородами, в белых маскхалатах: кажется, они воюют не в брянских лесах, а в предгорьях Гималаев. Но мифологизированное представление художника о реальных событиях придает его картинам общечеловеческий масштаб. И здесь, несмотря на «герметичность » творчества Рериха, вдруг неожиданно актуализируется другой сюжет его искусства — «многоконфессиональность ». Кроме упомянутых Бориса и Глеба, это Кришна и Пророк Мухаммед на горе Хира.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+