Как идет процесс передачи здания на Крымском Валу, что происходит на данном этапе и сколько времени это может занять?
В настоящий момент происходит ликвидация МКСХ (Международная конфедерация союзов художников. — TANR), и эта процедура может быть достаточно длительной. Точно сказать, когда она закончится, я думаю, сегодня не может ни один человек, потому что там множество непростых имущественных вопросов, которые должны быть абсолютно четко урегулированы. И только тогда, когда пройдет этот этап, может начаться процесс передачи кому бы то ни было той собственности, которой владела МКСХ, и уже может ставиться вопрос о том, что будет в этом здании, какого рода проекты там будут реализовываться и так далее. Я могу сказать — и, наверное, об этом говорили мои коллеги из Союза художников, — что ликвидационная комиссия работает и что сотрудники Союза художников России и Третьяковской галереи, а также РОСИЗО занимались в конце прошлого года инвентаризацией части художественной коллекции МКСХ.
Это та часть, которая была оставлена на Крымском Валу после выставки «Шедевры советского искусства. Наследие великой страны»?
Да. Работа была действительно проделана очень быстро, очень квалифицированно. Фактически на неделю мы сняли часть отдела второй половины ХХ века, и они занимались только этим. Была создана база данных с фотографиями, и теперь у всех есть исчерпывающая информация об этих вещах: точные размеры, техники, атрибуции, — и это важная составляющая работы по передаче в дальнейшем кому-то собственности, принадлежавшей МКСХ.
Как бы вы оценили коллекцию МКСХ? Насколько она полная, представительная для того периода?
Это не вся коллекция. Часть коллекции хранится в Подольске, и пока инвентаризация этого материала еще не начиналась. Но понятно, что там есть вещи высочайшего уровня, являющиеся национальным достоянием. Некоторые из них все знают, они были представлены на аукционе Sotheby’s в Лондоне, те вещи, которые не были проданы, в частности блестящая работа Александра Дейнеки «Юный конструктор» самого начала 1960-х годов, которая хорошо известна по бесконечным воспроизведениям в журнале «Юность» и во многих других изданиях. Что-то представляет интерес, предположим, для региональных музеев, где не такие уж большие коллекции искусства ХХ века и советского искусства. Коллекция действительно достаточно достойного уровня. Но нам предстоит еще очень многое сделать, и мы готовы всячески содействовать максимально быстрой инвентаризации оставшегося. Все, что сотрудники галереи могут сделать, их знания, их экспертиза полностью в распоряжении ликвидационной комиссии.
И это одна часть вопроса. Вторая, которая интересует, наверное, больше всего, — это то, что касается самого здания на Крымском Валу, 10, принадлежавшей МКСХ половины, которая должна перейти в собственность государства. Более подробно об этом мы сможем поговорить после того, как все необходимые процедуры будут завершены и действительно уже будет оформляться перевод этих помещений в федеральную собственность.
Если вспомнить концепцию развития Третьяковской галереи, то там обозначены конкретные сроки завершения реконструкции здания на Крымском Валу — 2023 год. Будут ли они соблюдены в связи с новыми обстоятельствами?
Начало реконструкции здания на Крымском Валу намечено на 2021–2022 годы. Мы этим занимаемся очень серьезно, активнейшим образом сотрудничаем с архитектурным бюро Рема Колхаса ОМА/АМО. Над этим проектом работает лично Рем Колхас, и все принципиальные решения предлагаются им. Второе архитектурное бюро на этом проекте — это архитектурное бюро «Резерв» Владимира Плоткина, глубоко уважаемого мной архитектора, очень умного и тонкого человека. Они понимают и ценят архитектурные достоинства здания и хотят эту невероятную пространственность, эти масштабы сохранить и придать ему новую жизнь, но это не архитектурная реставрация. Проект Сукояна и Шевердяева относится к концу 1950-х — началу 1960-х годов. Понимание того, что такое музей и что такое выставочные пространства, за эти десятилетия изменилось кардинально, появились другие требования к комфорту. Так, сначала в проекте были эскалаторы, потом их не стало, сейчас они снова планируются. В новом проекте соблюдается баланс: с одной стороны, сохранение стиля и духа архитектуры, а с другой — приспособление под нужды музея, который смотрит в будущее. Это очень хороший, правильный баланс, точно сформулированный. В конечном итоге все, что внутри, будет логично и грамотно организовано, обращено к зрителю.
Чего это касается в первую очередь?
Конечно, постоянной экспозиции и доступности той части коллекции, которой не будет в постоянной экспозиции (она будет представлена в открытых хранениях живописи, скульптуры, появление которых мы планируем в этом здании). Но хочу подчеркнуть: то, что мы делаем сейчас, — это концепция, это не архитектурный проект. Сейчас речь идет о решениях, которые касаются важнейших и принципиальных вопросов и зонирования внутри самого здания. Когда мы только начинали работу над концепцией, более года назад, то заручились письмом от МКСХ, что они не возражают против разработки концепции реконструкции здания. Мы в этом здании живем уже многие десятилетия, и все прекрасно представляют себе, что его реконструкция не прихоть, а абсолютно назревшая необходимость, потому что его состояние очень сложное. Поэтому необходимы были серьезные обследования.
Они уже проведены?
Часть, необходимая для работы над концепцией, сделана. А другую часть обследований, весьма и весьма дорогостоящих, мы намерены провести в этом году.
Если говорить о стратегических планах, что даст этот проект Третьяковской галерее?
Например, будет серьезно трансформироваться образовательная зона. Экспозиционная зона будет другой, она будет позволять людям прерваться, отдохнуть, подумать. Будет дана и возможность восприятия постоянной экспозиции, и возможность попасть в открытые запасники. Но при этом все, что можно сохранить и оставить на своем месте, останется на своем месте.
На сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы была опубликована информация о том, что во внутреннем дворе появится дополнительный пятиэтажный объем. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
Тот внутренний двор, который все знают, останется тем же внутренним двором. Его параметры в плане не изменятся, они будут такими же. Речь идет о наращивании высоты здания над 60-м залом еще на этаж. Насколько я помню, это нужно для того, чтобы сделать постоянную экспозицию не по одному бесконечному кольцу, по которому невозможно пройти, а по двум.
Третьяковская галерея — музей федеральный, вокруг — парк «Музеон», московская земля. Вы уже обсуждаете, как будете работать? Наверняка Третьяковской галерее какие-то фестивали захочется проводить в парке, может быть, расширить свое присутствие?
Фестивали не проблема, мы их проводим вместе с «Музеоном». В принципе, у нас нормальные профессиональные отношения, но, конечно, есть пока что сложности с проездом и так далее. Сейчас мы обсуждаем концепцию развития этого здания, в том числе вопросы, связанные с подъездом и проездом. И может быть, с созданием дополнительных входов, которые бы позволили некоторым функциям (например, образовательным) осуществляться и после закрытия музея.
Могут ли еще измениться планы по срокам начала реконструкции?
Один из главных вопросов — финансирование работ. Это непростая задача, поэтому здесь сроки будут, конечно же, зависеть от возможности финансирования. Реконструкция здания может начаться только тогда, когда будет обеспечена возможность достойного хранения всего, что сегодня экспонируется и находится на Крымском Валу. Поэтому надо найти, оборудовать и обустроить те пространства, которые примут запасники Крымского Вала и часть постоянной экспозиции. Часть, наверное, как некий дайджест будем экспонировать в новом здании на Кадашёвской набережной. А хранение с неизбежностью будет за пределами тех пространств, которыми мы сегодня располагаем. Где эти пространства будут? Давайте решать вопрос шаг за шагом. Мы наметили уже в феврале окончательное обсуждение того, что предложат наши коллеги, и очень надеемся, что в ближайшее время сможем подробно рассказать о том, что планируется делать в здании на Крымском Валу.