18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музеи борются за шедевры Леонардо

В преддверии 500-летней годовщины со дня смерти великого художника количество запросов на музейную аренду его произведений стремительно возросло. Где искать работы кисти Леонардо да Винчи в 2019 году, читайте в нашей специальной подборке

500-летняя годовщина смерти Леонардо да Винчи, отмечаемая в следующем году, создает жесткую конкуренцию за право на музейную аренду его произведений. Леонардо умер 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет в своем доме неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине Луары. В ту пору художник работал по заказам короля Франциска I и, соответственно, был похоронен в его замке, хотя споры о том, кому принадлежит череп, извлеченный в XIX веке из гробницы Леонардо, продолжаются до сих пор.

Один из череды музеев, планирующих провести выставки по случаю юбилея, Музей Тейлора в Харлеме (Нидерланды) принял мудрое решение: он начнет торжества первым, опередив коллег (выставка намечена на период c 5 октября 2018 года по 6 января 2019 года). Куратор экспозиции Михиль Пломп объясняет, что это облегчит музею процесс получения произведений на временное экспонирование. В коллекции старейшего в Голландии художественного музея нет Леонардо, и они хотят привезти в Харлем 30 рисунков: половину — из Королевской коллекции Великобритании, а остальные — из музеев в Будапеште, Вене и Париже. Основное внимание на выставке будет уделено физиогномическим исследованиям Леонардо.

Следующей выступит Галерея Уффици во Флоренции, которая на время вернет знаменитый Лестерский кодекс (1507–1508) из США в город, в котором он был создан (29 октября 2018 года — 20 января 2019 года). Рукопись будет предоставлена ее нынешним владельцем, основателем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Другой флорентийский музей, Музей Галилея, в апреле 2019 года планирует выставку «Леонардо и его книги».

Но самое грандиозное событие ожидается в парижском Лувре осенью 2019 года. «Цель проекта состоит в том, чтобы собрать как можно больше работ Леонардо», — говорит Жан-Люк Мартинес, директор музея. Помимо «Джоконды» (1502–1519), Лувр владеет еще четырьмя общепризнанными картинами Леонардо, притом что всего в мире их около полутора десятков. Музей находится в привилегированном положении, ведь у него есть возможность позаимствовать «Спасителя мира» (около 1500) у Лувра — Абу-Даби. Напомним, что самое дорогое за всю историю публичных торгов произведение искусства купил за $450 млн в ноябре прошлого года Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби для своего нового музея.

Королевская коллекция Великобритании владеет удивительными анатомическими рисунками художника (их более 500!), которые были объединены в альбом, приобретенный Карлом II. Самые известные из них будут представлены в Королевской галерее в Букингемском дворце и в Холирудском дворце в Эдинбурге (даты будут объявлены в ближайшее время). Королевская коллекция обычно не берет произведения во временное пользование, поэтому вряд ли она попросит «Спасителя мира», когда-то принадлежавшего Карлу I (тогда картину оценили в £30 и отдали кредитору короля после его казни в 1649 году).

В Музее Леонардо в тосканском городе Винчи, на родине художника, планируют в апреле — июне показать выставку, посвященную его впечатлениям от местных пейзажей. Она будет включать самый ранний из сохранившихся рисунков Леонардо, изображающий горы Монтальбано, — он приедет на время из Уффици. Работа датирована 1473 годом (когда будущему титану Возрождения был всего 21 год) и считается самым первым европейским пейзажем.

В Милане, где художник работал с 1482 по 1499 год, большая выставка о нем проводилась в 2015 году, и ее сложно будет превзойти. Тем не менее Пинакотека Амброзиана, где хранятся «Портрет музыканта» (1490) и Атлантический кодекс (1478–1519), конечно, отметит памятную дату.

Ожидается, что рекордные толпы привлечет королевский замок Амбуаз в городе Амбуаз на Луаре в Центральной Франции, где умер Леонардо и где находится его усыпальница. По соседству в доме-музее художника в замке Клу пройдет выставка, центральным экспонатом которой станет гобелен «Тайная вечеря», созданный в 1533 году для Франциска I, а сейчас принадлежащий Музеям Ватикана (1 июня 2018 года — 2 сентября 2019 года).

Краковский Музей Чарторыйских, где хранится портрет Чечилии Галлерани («Дама с горностаем», 1489–1490) кисти Леонардо, закрыт на реконструкцию до декабря 2019 года, поэтому картина будет временно выставлена в Национальном музее Польши.

Кроме того, исследователи Мартин Кемп и Паоло Галуцци из Музея Галилея работают над виртуальной презентацией вечного двигателя Леонардо — их проект будет показан в Лондоне и Флоренции в 2019 году. А книга Кемпа «Живя с Леонардо» увидит свет в марте.

Между тем Королевская академия художеств в Лондоне выставит свою живописную копию фрески «Тайная вечеря» в здании Берлингтон-Гарденс, которое вновь откроется после реконструкции 19 мая. Считается, что работа создана около 1520 года учениками Леонардо Марко д’Оджоно и Джампьетрино, однако итальянский ученый Пьетро Марани настаивает на том, что полноразмерная копия была начата другим учеником, Джованни Больтраффио, совместно с двумя вышеупомянутыми. Ожидается, что новое место экспонирования обеспечит ученым свободный доступ к произведению и они смогут наконец решить эту атрибуционную головоломку.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+