18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Цифровые сны искусственного разума: что смотреть на петербургском «Киберфесте»

В Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль медиаискусства «Киберфест-11». Он продлится до 12 февраля

«Киберфест» (2–12 февраля) — один из крупнейших смотров медиаарта в Восточной Европе. Он существует с 2007 года. У нынешнего, уже 11-го по счету фестиваля три основные площадки: лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе), Художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица и Молодежный центр Эрмитажа. Тема — «Прогноз погоды: цифровая облачность». Группу кураторов «Киберфеста-11» возглавили петербургские художники Елена Губанова и Анна Франц, а в попечительский совет вошли, помимо прочих, Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из венецианского Университета Ка’Фоскари.

В руинированном пространстве Анненкирхе с 2 по 5 февраля идет выставка «У нас еще будет шанс». Оптимистичная фраза взята из названия одной из представленных работ — совсем не оптимистичной видеоинсталляции американского художника Франсуа-Ксавье де Костера «Может, у нас еще будет шанс». Автор произведения собрал и визуализировал цифровые данные об экологических проблемах, угрожающих миру. Инсталляция Анны Франц и медиалаборатории Cyland «Живая шпалера» посвящена вечно актуальной теме взаимной слежки — наблюдения зрителя и технического устройства друг за другом. Место перед церковной апсидой занимает «Медиакладбище» арт-группы «Куда бегут собаки» — аккуратные надгробия подписаны именами двух десятков русских и зарубежных художников, в том числе Сергея Катрана и Владимира Селезнева. В дни работы выставки любой желающий может сохранить свой текст, фото или видео как обновляющееся онлайн-захоронение. Инсталляция «Мы открылись!» художницы Марины Алексеевой и композитора Владимира Раннева на открытии пользовалась большой популярностью у зрителей. Чтобы увидеть ее, надо было отстоять внушительную очередь. В тесной церковной крипте на человеческое присутствие реагирует пара женских глаз, удачно вписанных в арочные проемы: по мере приближения зрителя взгляд на видео начинает метаться, становится загнанным, музыка делается громче и резче. Это не первый совместный проект художницы и композитора. В прошлом году, когда оперу Раннева «Проза» поставили в «Электротеатре „Станиславский“», Алексеева была художником-постановщиком спектакля.

Интерьер Большого зала Академии Штиглица, еще одной фестивальной площадки, составляет разительный контраст церкви-руине с ее закопченными стенами. Под гигантским стеклянным куполом разместилась экспозиция «Цифровая облачность» — почти два десятка работ художников из Великобритании, Италии, России, США, Турции и с Тайваня. Парадоксально, но именно произведения, подразумевающие зрительское соучастие: погружение в мир художника с помощью очков виртуальной реальности, считывание QR-кодов или установку артистического программного обеспечения на смартфон, оказались наименее интересны, в бизнесе и индустрии развлечений потенциал новых технологий раскрывается по-прежнему быстрее и увереннее, чем в искусстве. Некоторые работы способны, пожалуй, напугать непривычного к изыскам медиаарта зрителя. Таковы кинетическая инсталляция Донато Пикколо «Помыслить немыслимое» — абсурдистский натюрморт, состоящий из игрушечной обезьянки, бешено вращающейся в стакане воды, и реалистичного муляжа человеческой головы с глазами-видеокамерами, или постапокалиптический город Фабио Джампьетро, увидеть который можно лишь в VR-очках. Но по-настоящему впечатляют лишь немногие работы, соединяющие модную технологичность с образностью традиционного искусства. В их числе оказалось новое многоканальное видео Александра Шишкина-Хокусая «Кино для молодой змеи». В нем на трех экранах разворачивается завораживающая история, в которой соединились заброшенный дом, античные бюсты из Эрмитажа, нарисованные куклы и опутывающие все красочные потеки, живущие, подобно змеям, собственной жизнью. Шишкин-Хокусай достигает жутковатой достоверности, переводя в цифровой вид изначально аналоговое изображение.

В Молодежном центре Эрмитажа 3 февраля состоялось открытие третьего большого проекта фестиваля — «Проксима», где свои работы показали, в частности, Семен Агроскин, Алексей Варсопко и дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова. Фестиваль «Киберфест» сопровождается насыщенной программой перформансов, воркшопами признанных мультимедийных художников и лекциями по теории и практике искусства новых технологий.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+