18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серебряный лик

№60
Материал из газеты

Работа Владимира Михайлова из ограниченной серии посвящена одному из главных символов Петербурга

Казанский кафедральный собор по праву считается одним из главных символов Северной столицы. Он назван в честь Казанской иконы Божией Матери, сыгравшей немаловажную роль в российской истории. Именно ему посвятил свое произведение из ограниченной серии художник-ювелир Владимир Михайлов.

Великая святыня — Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города. По легенде, Пресвятая Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне Онучиной и сама указала место на пепелище, где нужно искать ее образ. 

Чудом сохранившаяся в пламени пожара икона была перенесена в ближайший храм Святителя Николая, а затем в Благовещенский собор. Во время шествия исцеление получили слепые Иосиф и Никита. С того времени у иконы начали совершаться чудеса. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед святым образом, после чего, как принято верить,  враг и был повержен. Позже указом Петра икона была перенесена в Санкт-Петербург с благословения духовного наставника и друга царя воронежского епископа Митрофана. Он предсказал, что икона станет покровительницей и заступницей Петербурга и, пока образ будет находиться в городе, враг в него не вступит. 

Почти столетие Казанская икона не имела постоянного пристанища, ее переносили из одной церкви в другую, освящая тем самым весь Санкт-Петербург. В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект храма, а в 1801 году уже по указу его сына Александра I был заложен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор, своей колоннадой отсылающий к собору Святого Петра в Риме, возводился по проекту Андрея Воронихина на месте церкви Рождества Богородицы. Строительство продолжалось десять лет и было окончено в 1811 году. С тех пор Казанский собор, одно из самых красивых сооружений Санкт-Петербурга, хранит почитаемый образ.

Работа Владимира Михайлова, посвященная собору и его главной святыне, дополняет коллекцию изделий, которые художник создает для особенных случаев. В ограниченной серии есть, к примеру, уникальная икона «Воскресение Господне», которая прячется в бутоне розы из серебра, и невероятный «Календарь двунадесятых праздников», который представляет собой миниатюрный сборник евангельских сюжетов на праздничном аналое. 

В центре новой работы над развернутым к зрителю фасадом Казанского собора с колоннадой, как в алтаре, возвышается икона — чудотворный лик Богородицы с Христом, слегка склонившей голову в сторону восседающего у нее на руках Богомладенца. Взгляды Богородицы и Христа обращены к молящимся, выражая особую полноту общения Бога и его творения — человека. Оборотная сторона изделия имеет духовный и символический характер. Среди пышного орнамента, оплетающего контур иконы, изображен восьмиконечный православный крест, аллегорически отражая Древо жизни среди цветения райского сада. Пьедестал иконы украшен элементами каменной рустики и узорной оградой. Венчает чудотворный образ маковка с крестом, придавая произведению облик храма. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+