Сотрудничество ювелирного дома Sasonko с художником Михаилом Шемякиным — проект, которому трудно найти аналог среди российских марок и их коллабораций с деятелями искусства. Шемякин — художник, скульптор, искусствовед, сценограф, педагог и мемуарист, инициатор культурных проектов, фигура многогранная и даже скандальная, высланный из СССР и нашедший признание сначала в Париже, а потом и во всем мире. Привлечь к работе личность такого масштаба — мечта любого современного бренда. Дому Sasonko это удалось, и коллекции, созданные по эскизам легендарного нонконформиста, пользуются чуть ли не такой же популярностью, как и его художественные произведения.
Значимый период жизни Михаила Шемякина (до 1971 года, когда он был выслан из страны) связан с Петербургом-Ленинградом. Вероятно, поэтому в жизни и творчестве он вновь и вновь возвращается к городу своей юности. «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир — мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие 1960-е годы...» Сегодня в Северной столице установлены его монументы Петру I в Петропавловской крепости, жертвам политических репрессий («Метафизические сфинксы») и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга в Сампсониевском саду.
Многогранность натуры мастера находит выражение и в ювелирном и камнерезном искусстве. «Я рисую очень быстро, очень жестко. Мой идеал руки художника — это рука глазного хирурга», — говорит Шемякин. Этот подход отражается в отточенных скульптурных силуэтах камнерезных миниатюр «Нос», «Птица» и «Заяц» из полудрагоценных камней, оттененных серебром и золотом, из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», изготовленных ювелирным домом Sasonko по эскизам Шемякина.
Миниатюра «Нос» — это персонаж с причудливым носом, напоминающем о герое Гоголя, слишком длинным, закрученным, непропорциональным. В этом отталкивающе-привлекательном «слишком» проявляется узнаваемое шемякинское видение создателя фантасмагорий, подчиняющих реальность воображению и эстетическим канонам художника.
У миниатюры «Нос» много общего с «Птицей», зооморфным образом некоего господина — от стилизации форм бюстов из коричневой яшмы до тончайших деталей: золотых эполетов, резных белых жабо и париков из кварца и кахолонга.
В третьей миниатюре фигура человека соединена с головой животного. Композицию «Заяц» характеризует определенная несоразмерность тела и конечностей, странность одежды, обуви, шляпы. Художник вновь показывает персонажа другого, сконструированного им гротескного, аллегорического мира. Фигурка из яшмы, лазурита, кахолонга и серебра возвышается на круглом плинте из темного обсидиана.
Каждая фигурка имеет на серебряных элементах нанесенный лазерной гравировкой авторский знак — метафизический в своей основе, узнаваемый шемякинский символ «Дух рыцаря», созданный им в результате изучения ритуальных масок народов мира.
Партнерский материал