18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки месяца в галереях Москвы

№60
Материал из газеты

Проект «Пальто» в Галерее одного зрителя, Йоффе и Чтак в Triangle, Лабас в «Розе Азора», Надежда Лермонтова в «Наших художниках» и другие интересные события февраля

Галерея «Пальто» в Галерее одного зрителя

Не думала, что когда-нибудь буду освещать в этой рубрике экспозицию, раскинувшуюся на пространстве аж в 2 кв. м, но умолчать о проекте «Подкладка» (31 января — 1 апреля) не могу. В нем объединили свои силы две самые диковинные галереи Москвы. Спешите видеть: Галерея одного зрителя, расположенная в туалете квартиры художника Аркадия Насонова, выставляет работы из коллекции галереи «Пальто». Той самой, которая, как известно, постоянной локации не имеет и странствует по городу на плечах своего хозяина — художника Александра Петрелли, широко известного в узких кругах коллег и почитателей под кличкой Карман. Эта колоритная фигура знакома каждому посетителю московских вернисажей: распахивая пальто или плащ, подобно спекулянту из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» или эксгибиционисту, бродячий галерист демонстрирует приколотые к подкладке малоформатные работы какого-нибудь из российских художников, созданные специально для этого случая. Придуманный больше 20 лет назад самим Петрелли и группой «Перцы» проект «Пальто» являет собой, пожалуй, самый долгоиграющий в истории российского искусства перформанс. О том, куда исчезают работы после вернисажа, никто не задумывается. А зря! Запасник галереи, он же мастерская Петрелли — дивный сон коллекционера, ставший явью. Где еще найдешь сразу сотни работ самых известных российских художников по неправдоподобно гуманным ценам — от 5 тыс. до 35 тыс.? Подчеркиваю, рублей, а не того, о чем вы подумали! Аркадий Насонов выбрал в этой бездонной кладовой 30 произведений для выставки в своей Галерее одного зрителя. Надо сказать, она — проект в своем роде культовый и вызвавший немало подражаний. По мысли создателя, галерея представляет собой «жест деконтекстуализации, обратный М. Дюшану, — если Дюшан поместил профанный объект в сакральное пространство, то ГОЗ помещает сакральные объекты в профанное пространство домашнего туалета, тем самым его сакрализируя». Цель проекта — вывести на первый план не художника или куратора, а зрителя и дать ему возможность воспринимать искусство в максимально комфортных, освобождающих от любых комплексов условиях. На выставке представлены работы Дмитрия Булныгина, Александра Виноградова, Владимира Дубосарского, Константина Латышева, Игоря Макаревича, Александра Савко, Ростана Тавасиева, Сергея Шутова, группы «ЕлиКука» и других, не менее достойных авторов. Вход бесплатный, по предварительной договоренности с хозяином. Найдите его в Facebook — не пожалеете!

Йоффе и Чтак в Gallery Triangle 

Когда два художника выставляются вместе, между ними обычно подразумевается некая концептуальная, духовная, стилистическая или какая угодно общность. Но только не на выставке «Йоффе vs. Чтак. „Наоборот“», открытой в Gallery Triangle до 2 марта. Художники устали от того, что зрители и критики постоянно сравнивают их друг с другом. Идея расставить точки над i пришла в голову Валерию Чтаку. «Меня уже раза три спрашивали в интервью: „Вот есть такая молодая художница Алиса Йоффе — она не ваша ученица?“ А ведь между нами ничего общего!» — возмущается он. Живопись Алисы Йоффе действительно генетически ближе к надрывно-мистическим откровениям Жан-Мишеля Баскиа или изломанной графике немецких экспрессионистов, чем к тщательно выверенным конструкциям из шрифтов и образов-знаков, которыми оперирует Чтак. Общее — лишь родство их методов с языком стрит-арта, которое тот же Чтак упорно и безуспешно отрицает, да пристрастие обоих художников к черно-белой гамме. И то у Чтака она обильно разбавлена серым, в то время как мир драматичных сюжетов и макабрических персонажей Алисы Йоффе не знает полутонов. Зачастую вместо холстов художница использует обычные простыни, сшитые вместе. Потеки не успевшей высохнуть черной краски, сбегающие вниз по незагрунтованному полотну, не небрежность, а фирменный прием, подчеркивающий быстроту и спонтанность творческого процесса. Но, отстаивая свою непохожесть, художники невольно провоцируют зрителя на поиски некоего тайного, глубинного родства и толкают его на опасный, в первую очередь для них самих, путь далеко идущих сравнений. В чью пользу? Решайте сами.

Лабас в галерее «Роза Азора»

Столетие октябрьских событий миновало, революционные страсти в Интернете поутихли. Итоги юбилейного года можно подвести одной фразой: под круглую дату о революции высказались все кому не лень, и никто не сказал ничего внятного. Поэтому выставка в галерее «Роза Азора», вновь поднимающая формально закрытую, а по сути так и не раскрытую тему, не выглядит запоздалой. С 7 февраля по 8 марта здесь можно увидеть серию акварелей и рисунков Александра Лабаса, созданную по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать». Подходящий юбилейный повод, впрочем, тоже нашелся, и еще какой — 100-летие самой поэмы. Хотя для того, чтобы показать никогда не выставлявшийся графический цикл Лабаса, вряд ли нужно искать предлог. Пережив революцию 17-летним юношей, художник в 1920–1930-х годах посвятил ей трагический цикл «Октябрь», недавно выставлявшийся в Институте русского реалистического искусства. За год до смерти, в 1982-м, Лабас вновь обращается к этой теме. Позади — обвинения в формализме, опала, война, десятилетия забвения, возвращение к зрителю в 1960-х. Колорит — светлее, взгляд — отстраненнее: после всего пережитого и выстраданного трагедия стала частью истории. На выставке можно будет купить коллекционное издание — выпущенную эстетским издательством «Барбарис» папку с 12 репродукциями работ и текстом поэмы. Тираж — всего 12 экземпляров. Своего рода утешительный приз для тех коллекционеров, которые, опоздав к открытию, не успеют заполучить желанный подлинник!

Булгакова и Ситникова в «Культпроекте»

Выставка Ольги Булгаковой и ее дочери Натальи Ситниковой в галерее «Культпроект» открылась 30 января, в день рождения Ольги, и продлится до 25 февраля. (Лайфхак для галеристов: всегда устраивайте вернисаж выставки в день рождения художника — сорванных дедлайнов точно не будет. Лайфхак высшего уровня: соберите в своем пуле 12 художников, родившихся в разные месяцы, и можете смело рассылать прессе план на год вперед.) Творческий путь Булгаковой озадачивает резкими поворотами. Начав в 1970-е с мрачноватой по колориту живописи, полной сложных аллегорий и нарочитой театральности, в начале 2000-х она неожиданно перешла к яркой абстракции (серия «Архаизмы»), а в последующих проектах парадоксально сочетает одно с другим. Такое ощущение, что все эти ангелы, библейские сюжеты и прочие рудименты многозначительной фигуративности нужны художнице лишь для того, чтоб хоть как-то обуздать первобытное буйство красок, направить их бьющую через край энергию в мирное русло. «Культпроект» покажет новые работы Булгаковой: полуабстрактные натюрморты, изображения рыб и цветов. Настоящее открытие — графика художницы, эскизы к живописным полотнам, которые она до сих пор избегала выставлять, считая лишь подготовительным этапом, недостойным внимания зрителей. Вопрос — к чему здесь работы Натальи Ситниковой, абстрактная живопись черным по узорной гипсовой лепнине? Оставим эту попытку ввести в экспозицию архитектурное начало на совести галеристов. Или туманно заключим: для контраста.

Надежда Лермонтова в «Наших художниках»

Галерея «Наши художники» всерьез взялась открывать новые имена. Осенью здесь прошла очень удачная выставка художника-эмигранта Александра Яковлева «Черный рейд», продемонстрировавшая русский взгляд на Африку через призму французского ар-деко. А с 8 февраля по 22 апреля нам покажут экспозицию Надежды Лермонтовой (1885–1921). Дальняя родственница поэта — из тех художников, чье имя не то чтобы совсем забыто, но и не на слуху. Специалистам оно известно неплохо. Лермонтова училась в петербургской художественной школе Елизаветы Званцевой, где ее наставником был Лев Бакст, а после его отъезда в Париж в 1910 году — Кузьма Петров-Водкин. Вместе с ним она расписывала Васильевскую церковь в украинском Овруче. Работы художницы есть в Русском музее и были представлены там на выставке «Круг Петрова-Водкина». В ее живописи влияние учителей соединяется с отголосками европейского постимпрессионизма. Поживи Лермонтова чуть дольше — могла бы влиться в ряды «амазонок авангарда» или, если бы оказалась, как многие художники ее поколения, в эмиграции, примкнуть к Парижской школе. На выставке мы увидим около 50 живописных и графических работ из Русского музея и частных собраний, а также воспроизведение тех самых фресок из Овруча. Не так уж много, но достаточно для того, чтобы вернуть полузабытое имя из сумрака.

«Дикие цветы» в Iragui

Групповая выставка с непростым названием Wild Flowers (wildness is contextual!) — Volume II (Grow Flowers!) (до 10 марта) — продолжение проекта португальского художника и куратора Карлуша Нороньяна Фею, показанного осенью в лондонской галерее Narrative Projects. Однако в Москве нежный, в меру концептуальный букет произведений, по-разному обыгрывающих зримую красоту и незримую символическую нагрузку лепестков, пестиков и тычинок, неожиданно расцвел пышным политическим цветом. Свои работы на цветочную тему представляют девять иностранных художников, в основном молодых и нераскрученных, а также постоянные авторы галереи Iragui Никита Алексеев, Георгий Литичевский, Ольга Чернышева и примкнувший к ним Илья Долгов (известный любитель флоры и фауны, автор проектов «Гербарий» и «Лесная газета», разумеется, не мог пройти мимо). 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+