Музеи Великобритании потеряют право ограничивать съемку экспонатов из своих коллекций — так считают ведущие юристы. Поддержка экспертов придала дополнительный вес кампании, возглавленной искусствоведом и обозревателем лондонской The Art Newspaper Бендором Гросвенором, ее участники выступают против выплат вознаграждения за воспроизведение изображений. В открытом письме, опубликованном газетой Times в ноябре, 28 известных ученых и деятелей искусства потребовали от музеев Великобритании прекратить взимать плату за тиражирование работ, авторское право на которые истекло.
Активисты полагают, что британские институции должны придерживаться политики открытого доступа, которую проводят «все больше музеев мира». Например, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге и Фонд Барнса в Филадельфии недавно выложили в Интернет в бесплатное пользование тысячи оцифрованных произведений, освобожденных от авторского права. Член палаты лордов Валериан Фрейберг призывает британское правительство решить эту проблему, а от Галереи Тейт требует пересмотра в 2018 году ее политики.
Профессор Кембриджского университета Лайонел Бентли, специалист по защите интеллектуальной собственности, настаивает на том, что музеи не могут предъявлять авторские права на «официальные» изображения работ, исторически им принадлежащих. «Европейский суд ясно дал понять: для того чтобы фотографии защищались авторским правом, они должны быть оригинальными, — говорит он. — Фотограф, который просто технически снимает произведение, вряд ли создает работу, которая защищается авторским правом».
Саймон Стоукс, партнер юридической фирмы Blake Morgan и автор хорошо известной профессионалам книги «Искусство и авторское право», в комментариях более осторожен. Он предупреждает, что британская интерпретация европейских законов пока не подтверждена судебными решениями. Кроме того, у музеев есть другие юридические обоснования для ограничения доступа к высококачественным фотографиям.