18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виртуальным искусством заинтересовались коллекционеры

№60
Материал из газеты

С приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен все более актуальными становятся вопросы авторского права, тем более что над созданием VR-произведений обычно работает сразу несколько специалистов разного профиля

Сегодня виртуальное искусство уже перестало быть курьезом, интересующим исключительно программистов-гиков. Такие художники, как Пол Маккарти, Марина Абрамович и Джефф Кунс, начинают создавать произведения в виртуальной реальности (VR), а появляющиеся один за другим технологические стартапы предлагают все новые платформы для их распространения и продажи. Но с приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен возникают некоторые юридические и этические вопросы, в том числе о том, кому принадлежит такое искусство, как защитить свои произведения и кто имеет право размещать их в общественном виртуальном пространстве.

В конце 2017 года лондонская фирма Acute Art запустила виртуальную галерею с новой работой Олафура Элиассона «Радуга», имитирующей это явление природы. Произведение могут посмотреть те, кто оплатит членство в клубе галереи за $9,99 в месяц или $29,99 в год. Члены клуба используют собственные VR-гарнитуры.

По словам главного технолога Acute Art Дадо Валентича, в ближайшие месяцы на такой же основе будут представлены произведения Абрамович, Кунса, Аниша Капура, Натали Юрберг, Энтони Гормли и Мэта Коллишоу. Некоторые из работ, например «Радуга» Элиассона, находятся в совместной собственности художников и Acute Art. Для датско-исландского художника, в мастерской которого работает несколько программистов, сотрудничество принципиально важно. «Я хочу показывать свое творчество на разных платформах, но при этом оно должно быть доступным. Технологии быстро развиваются, и я не хочу ограничиваться каким-то одним решением», — говорит Элиассон.

Связанные с авторскими правами вопросы могут дополнительно усложняться тем, что в работе над VR-произведениями участвует несколько специалистов, от программистов до дизайнеров. Регистрация авторских прав на код может быть затруднительной — и нежелательной для художников. «Можно зарегистрировать авторские права на исходный код программы как на литературное произведение; кроме того, создающаяся на основе исходного кода эстетическая форма является другим слоем произведения, права на которое тоже можно зарегистрировать, — объясняет Кэтрин Льюис, юрист из нью-йоркской фирмы Meister Seelig & Fein. — Однако некоторые разработчики не спешат обращаться в бюро регистрации авторских прав, поскольку это делает их коды публичной информацией, что по сути равноценно раскрытию профессиональной тайны».

Вышедший на рынок на Венецианской биеннале этого года производитель VR-продукции Khora Contemporary предлагает модель, отличную от Acute Art. Копенгагенская фирма заказывает и создает произведения совместно с художниками и их галереями, причем за продажи отвечают последние. Среди работавших по этой схеме художников — Маккарти, Кристиан Леммерц, Эрик Паркер и Юй Хун. Их творчество оценивается в диапазоне от $15 тыс. до $300 тыс. (за произведение Маккарти, которое можно увидеть в Hauser & Wirth и Xavier Hufkens), а производственные расходы составляют от $15 тыс. до $50 тыс. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+