18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виртуальным искусством заинтересовались коллекционеры

№60
Материал из газеты

С приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен все более актуальными становятся вопросы авторского права, тем более что над созданием VR-произведений обычно работает сразу несколько специалистов разного профиля

Сегодня виртуальное искусство уже перестало быть курьезом, интересующим исключительно программистов-гиков. Такие художники, как Пол Маккарти, Марина Абрамович и Джефф Кунс, начинают создавать произведения в виртуальной реальности (VR), а появляющиеся один за другим технологические стартапы предлагают все новые платформы для их распространения и продажи. Но с приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен возникают некоторые юридические и этические вопросы, в том числе о том, кому принадлежит такое искусство, как защитить свои произведения и кто имеет право размещать их в общественном виртуальном пространстве.

В конце 2017 года лондонская фирма Acute Art запустила виртуальную галерею с новой работой Олафура Элиассона «Радуга», имитирующей это явление природы. Произведение могут посмотреть те, кто оплатит членство в клубе галереи за $9,99 в месяц или $29,99 в год. Члены клуба используют собственные VR-гарнитуры.

По словам главного технолога Acute Art Дадо Валентича, в ближайшие месяцы на такой же основе будут представлены произведения Абрамович, Кунса, Аниша Капура, Натали Юрберг, Энтони Гормли и Мэта Коллишоу. Некоторые из работ, например «Радуга» Элиассона, находятся в совместной собственности художников и Acute Art. Для датско-исландского художника, в мастерской которого работает несколько программистов, сотрудничество принципиально важно. «Я хочу показывать свое творчество на разных платформах, но при этом оно должно быть доступным. Технологии быстро развиваются, и я не хочу ограничиваться каким-то одним решением», — говорит Элиассон.

Связанные с авторскими правами вопросы могут дополнительно усложняться тем, что в работе над VR-произведениями участвует несколько специалистов, от программистов до дизайнеров. Регистрация авторских прав на код может быть затруднительной — и нежелательной для художников. «Можно зарегистрировать авторские права на исходный код программы как на литературное произведение; кроме того, создающаяся на основе исходного кода эстетическая форма является другим слоем произведения, права на которое тоже можно зарегистрировать, — объясняет Кэтрин Льюис, юрист из нью-йоркской фирмы Meister Seelig & Fein. — Однако некоторые разработчики не спешат обращаться в бюро регистрации авторских прав, поскольку это делает их коды публичной информацией, что по сути равноценно раскрытию профессиональной тайны».

Вышедший на рынок на Венецианской биеннале этого года производитель VR-продукции Khora Contemporary предлагает модель, отличную от Acute Art. Копенгагенская фирма заказывает и создает произведения совместно с художниками и их галереями, причем за продажи отвечают последние. Среди работавших по этой схеме художников — Маккарти, Кристиан Леммерц, Эрик Паркер и Юй Хун. Их творчество оценивается в диапазоне от $15 тыс. до $300 тыс. (за произведение Маккарти, которое можно увидеть в Hauser & Wirth и Xavier Hufkens), а производственные расходы составляют от $15 тыс. до $50 тыс. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+