Интерес к искусству 1960-х во всем мире уже напоминает эпидемию: выставки следуют одна за другой, на ярмарочных стендах извлеченные из закромов работы классиков уверенно теснят творчество современников, открываются музеи, посвященные эпохе новых форм и больших надежд. Но одним высоким искусством дело не ограничивается — дошла очередь и до дизайна. Чему может научить нас эпоха, когда синтетические материалы произвели революцию в быту, а полеты в космос представлялись началом новой эры? Юношескому оптимизму? Безоглядной вере в себя и человечество? Как показывает выставка «бабушки итальянского дизайна» Нанды Виго, дожившим до наших дней шестидесятникам по-прежнему не занимать ни того, ни другого. Ее проект Arch/arcology — тотальная инсталляция, созданная при поддержке бренда Alcantara.
Сотрудничество этой марки с музеем MAXXI началось еще шесть лет назад. Нынешняя выставка — уже восьмая по счету, при этом с нее начинается новый этап партнерства. Инсталляция Нанды Виго — первая сессия программы Studio Visit. Суть ее в том, что известные дизайнеры будут оформлять один из залов на втором этаже музея на свой лад, вдохновляясь экспонатами из постоянной коллекции MAXXI. Для музея это повод лишний раз напомнить, что постоянная коллекция у него вообще-то имеется, и довольно объемная. Ведь основная часть музея, построенного Захой Хадид, отводится временным выставкам, а регулярно меняющейся постоянной экспозиции досталась лишь малая часть пространства. Для Alcantara это способ продемонстрировать возможности своего продукта — синтетического материала, на вид и на ощупь напоминающего очень тонкую замшу: используется он в основном в автомобильной промышленности и в дизайне интерьеров, благосклонна к нему и fashion-индустрия.
81-летняя Нанда Виго — из тех дизайнеров, что признаны классиками у себя на родине, но фактически неизвестны за ее пределами. Она работала со знаменитым итальянским дизайнером Джо Понти, прославилась как дизайнер света — ее футуристические торшеры и люстры не раз удостаивались всевозможных премий, в том числе дизайнерского «Оскара» — «Золотого циркуля». Ее стиль в дизайне близок к искусству итальянского минимализма — Виго входила в художественную группу Zero, основанную Хайнцем Маком и Отто Пине. Нанда была частой гостьей в мастерской Лучо Фонтаны, общалась с Пьеро Манцони и Энрико Кастеллани. Она участвовала в выставках Zero в Италии и других странах. Именно ей принадлежала идея выставки группы Zero в московском МАММ, прошедшей в 2011 году, а три года спустя ее работы можно было увидеть в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, где открылась еще одна ретроспектива группы.
В качестве отправной точки для своего проекта в MAXXI художница выбрала чертежи архитектора-визионера Паоло Солери (1919–2013), вдохновившись его концепцией «аркологии». Это слово-гибрид составлено из двух — «архитектура» и «экология». Солери считал, что современные города устроены нерационально, так как занимают слишком много места на поверхности земли. Он мечтал о компактных многоуровневых конструкциях — домах-гигантах, вмещающих в себя население целого города и безвредных для окружающей среды. Созданные Виго трехмерные разноцветные коллажи на стенах — получившие объем проекты идеальных городов Солери. В центре зала скульптура, вдохновленная одной из самых знаменитых его работ, мостом Single Cantilever. Пригодился Виго и опыт дизайнера светильников: по очереди подсвечивая конструкции, она создает своего рода сценарий, заставляющий зрителя переводить взгляд с одной работы на другую. «Идеи Паоло Солери вновь актуальны. Их можно использовать для решения многих современных проблем — например, продовольственного кризиса. Я думаю, за ними будущее — мы будем жить не только на других планетах, а в подобных городах между небом и землей», — рассказала художница корреспонденту TANR. Однако визуальное решение проекта наводит на мысль о космических полетах, а не о счастливой жизни над землей. Серебристая конструкция в центре напоминает космическую станцию, а полумрак зала и психоделических оттенков подсветка окончательно переносят зрителя в безвоздушные бездны Вселенной. Космические ассоциации вызывает и сам выбранный материал. Андреа Бораньо, президент компании Alcantara S.P.A., на открытии признался: «Наш материал используется и в настоящих космических кораблях — Илон Маск выбрал его для своего проекта Space X, хочет задействовать его для отделки интерьеров». Что ж, в 1960-х — утопия, а в наше время — бизнес-проект. Разница лишь в одном: если поколение Нанды Виго надеялось, что прогресс принесет счастье всему человечеству, властители дум XXI века разумно сосредоточились лишь на наиболее обеспеченной его части.
До 25 февраля