Чтобы стать меценатом, не обязательно жертвовать миллионы, как Леонид Блаватник, в честь которого назвали одно из зданий Тейт Модерн. Большинство мировых музеев предлагают более доступные возможности поддержать любимую институцию посильной суммой — программы лояльности. Взамен друзьям музеев дают различные бонусы — от бесплатного входа и приглашений на специальные мероприятия до скидок в магазинах-партнерах и посещения фондохранилищ. Полученные средства идут на поддержание ежедневной работы, реставрацию экспонатов, постройку новых зданий, исследования и другие нужды. Эта практика далеко не нова. Например, инициатива «Друзья Тейт», тогда безвозмездная, появилась еще в 1957 году, чтобы привлечь средства для покупки произведений искусства, а также поддержать и популяризировать работу галереи. А Метрополитен-музей предпринимал попытку собрать средства на реконструкцию и расширение здания в Центральном парке за счет небольших взносов отдельных людей еще раньше, в 1946 году.
В российские музеи программы лояльности пришли сравнительно поздно. Пионером стал Государственный Эрмитаж, который основал свой Клуб друзей в 1996 году. Сейчас стоимость членства в нем колеблется от $100 для индивидуальных посетителей до $2 тыс. для попечителей клуба (все пожертвования, как сказано на сайте музея, вносятся в рублевом эквиваленте). Участники программы получают индивидуальные карты члена клуба, дающие право бесплатного посещения музея и его филиалов вне очереди и приглашения на специальные мероприятия. Владельцы карт высоких уровней один раз в год имеют возможность посетить с экскурсией «Галерею драгоценностей» или «Золотую кладовую». Обладатели карт также могут рассчитывать на скидки у партнеров музея, среди которых официальная гостиница Государственного музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге и даже фирменные салоны «Смоленских бриллиантов». Отчеты о том, что удалось сделать при поддержке друзей музея, публикуются на его сайте.
https://support.hermitagemuseum.org/ru/join-club/individual
У Русского музея аналогичная программа появилась немногим позже — в 1997 году. Стоимость карт здесь несколько выше, правда в основном из-за разницы курсов валют: все суммы на сайте музея указаны в евро, хотя принимают их тоже в рублях. Как пояснили TANR в пресс-службе музея, так понятнее и для граждан России, и для иностранных жертвователей. Индивидуальным благотворителям предлагаются разные уровни участия — от €100 до €2 тыс. Сообразно стоимости варьируются и преимущества — от приглашения на открытия выставок на два лица до бесплатного посещения музея с двумя гостями. Семейных благотворителей дополнительно приглашают на новогодние праздники, конкурсы рисунка и другие детские события в музее.
http://www.rusmuseum.ru/about/friends/society/
Одна из самых дорогих карт лояльности принадлежит Музеям Московского Кремля: базовая бронзовая карта индивидуального члена Общества друзей соответствует вкладу в €500 и включает весьма ограниченный круг привилегий (например, посещение Оружейной палаты и соборов возможно только раз в году). По словам начальника отдела развития и взаимодействия с партнерами музея Ольги Сосниной, это объясняется тем, что при высокой посещаемости у Музеев Московского Кремля очень ограниченная площадь и они просто не могут себе позволить недорогие членские карточки, которые дают право бесплатного прохода на выставки и экспозиции без очереди, а обеспечить посещение в нерабочее время невозможно в связи с режимом Кремля как резиденции президента РФ. Впрочем, сейчас идет работа над концепцией будущего Общества друзей с более доступным членством. Надежды возлагают на новое здание музея на Красной площади, в бывших Средних торговых рядах, которое должно открыться в 2020 году. По словам Ольги Сосниной, индивидуальное членство в музее пока не очень популярно.
https://www.kreml.ru/friends/view/
Совсем другие результаты демонстрирует Музей современного искусства «Гараж». Здесь самая недорогая «Карта Garage» обойдется в 2 тыс. руб. для студентов и 3,5 тыс. руб. для других категорий посетителей, а самая дорогая — в 35 тыс. руб. По словам директора по развитию музея Дарьи Котовой, программа пользуется популярностью: обладателей карт уже более 3 тыс., причем есть и те, кто продлевает свое членство в программе все семь лет с момента ее запуска. Среди преимуществ, доступных владельцам карт любого уровня, — традиционный вход без очереди, доступ на крышу музея по воскресеньям, специальные цены на образовательную программу и экскурсии, преимущества при покупке билетов на концерты, скидки в книжном магазине и кафе при музее. На более высоких уровнях поддержки музея предлагаются кураторские экскурсии по выставкам, каталоги в подарок и другие вознаграждения.
https://garagemca.org/ru/support/loyalty
Уже четыре года работает программа «Друзья Пушкинского», ценовой диапазон здесь от 4 тыс. до 100 тыс. руб. С любой картой бесплатно и без билета пустят не только в музей и на все выставки, но и на мероприятия программы «Пятницы в Пушкинском», а один раз в месяц удастся даже побродить по пустынным залам до открытия музея. Держателей серебряной и золотой индивидуальных карт (взнос 45 тыс. и 100 тыс. руб. соответственно) приглашают на вернисажи в сопровождении гостя и к участию в организованных музеем образовательных поездках по России и за рубеж.
http://www.arts-museum.ru/friends/index.php
Запущенная в августе прошлого года программа «Друг Третьяковской галереи» уверенно завоевывает популярность: на конец января участниками разных ее уровней стали уже почти 700 человек. Стоимость карт начинается с 2 тыс. руб. — столько стоит молодежная (до 26 лет) карта и карта 60+. Все, кто не входит в эти категории, за персональную карту первого уровня заплатят 6 тыс., а за семейную (двое взрослых плюс трое детей до 18 лет) — 10 тыс. руб. Среди преимуществ — бесплатное посещение постоянной экспозиции и всех выставок Третьяковки, включая самые популярные, в обход очереди. Для обладателей карты даже сделали отдельный вход во дворе Инженерного корпуса со стороны Малого Толмачевского переулка. Помимо свободного входа, друзья музея могут бесплатно посещать «Четверги допоздна на Крымском Валу», первыми покупать билеты и абонементы и получать скидки на экскурсионное обслуживание.
https://www.tretyakovgallery.ru/support/drug-tretyakovki/
Еще одна недавно запущенная программа, Клуб друзей ММОМА, существует около полугода. Отличие местной смарт-карты заключается в том, что она не дифференцируется по стоимости: в любом случае заплатить предлагают 3 тыс. руб. С картой можно бесплатно посещать все выставки на пяти площадках музея, кроме недавно вошедших в состав ММОМА музея Вадима Сидура и музея-мастерской Дмитрия Налбандяна, но и их намерены в ближайшее время подключить к клубу «Друзья ММОМА». Также по смарт-карте можно со скидкой приобрести абонемент или разовый билет в лекторий на Тверском, 9 и получить скидку в магазине MMOMA Art book shop и кафе «Март» на Петровке, 25, а с апреля этот список пополнит MMOMA Cafe в Образовательном центре в Ермолаевском, 17. В дальнейшем планируют выпустить карты для сегментированной аудитории, например, семейных пар с детьми, студентов и других категорий.
http://www.mmoma.ru/support/druzya_mmoma/
В декабре прошлого года собственная программа лояльности появилась у частного Музея русского импрессионизма — карта здесь тоже всего одна стоимостью 1990 руб. Помимо неограниченного посещения экспозиции и выставок, по ней можно бесплатно прийти на любую лекцию в музее, к тому же для друзей музея организуют специальные мероприятия. Со скидкой можно попасть на другие занятия и мастер-классы, а также сходить в кафе Nook Coffee & Art и купить что-нибудь в сувенирном магазине «Серовин и Коров».