18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская Фотобиеннале демонстрирует визуальную силу

Московская Фотобиеннале — главный отечественный фотофестиваль и своеобразный отчет Мультимедиа Арт Музея о проделанной работе; в этом году она к тому же десятая, то есть юбилейная. Основные проекты показывают в здании музея на Остоженке и в Манеже, мелкую россыпь экспозиций — по всему городу.

Отбор серий и проектов самых разных жанров и видов довольно хаотичен, зато отечественный зритель может увидеть множество крупных выставок, которые только-только прошли по всему миру. Они прихотливо нанизаны на оси трех тем: в этом году это «Великобритания в фокусе», «Звездное небо» и «Сила визуального искусства». И хотя часть выставок, вроде поразивших знатоков «Фотографических эссе» Александра Слюсарева в нетипичной для автора технике печати, уже закрылась, большинство экспозиций будет доступно до конца апреля, а некоторые — до июня.

Основное внимание приковано к англичанам: 2014-й — перекрестный Год культуры Великобритании и России. Главная выставка биеннале — «Другой Лондон». Это групповой портрет английской столицы 1930–1980-х глазами иностранцев — работы из полуторатысячного собрания коллекционеров Эрика и Луизы Франк. Две трети его, кстати, передается в дар лондонской Галерее Тейт, и этот, самый дорогой фотоподарок в ее истории — сенсация двухлетней давности. Экспозицию уже показали в Лондоне; для Москвы был сделан специальный отбор. Жизнь города, на наших глазах превращающегося из довоенной столицы империи в свингующий центр модного мира, представлена в снимках фотографов-иммигрантов, беженцев, репортеров и просто туристов Эллиотта Эрвитта, Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Марка Рибу и многих других. Парадоксы английского характера и лондонские аномалии: эксцентричность и чопорность, островная замкнутость и экспансивная, всеядная демократичность, манерная застегнутость на все пуговицы и готовность принять на борт современного Ноева ковчега каждой твари по паре — пропущены сквозь двойное горнило восхищения и социальной критики, стереотипов и индивидуальной манеры каждого автора.

Среди других британских выставок Фотобиеннале — проекты эксцентричного Криса Шоу. Его «Ночной портье» — черно-белая серия, сделанная в 1990-х, когда бездомный Шоу нанялся в один из центральных лондонских отелей и фотографировал там из-под полы постояльцев, звезд и проституток. Выхватывающий куски реальности взгляд одуревшего от бессонницы автора, как и полные утонченного сарказма подписи, не назовешь добрыми: острота современного западного искусства здесь смешана в равных долях с японской фотографией а-ля Араки и наблюдательностью документалиста, заснявшего голый зад случайно захлопнувшего дверь номера пьяного гостя или уснувшего на посту коллегу. И все же кошачьей лапой берет за сердце странная мягкость — своего рода сочувствие к героям такого же нелепого и ни на йоту не возвышающегося над ними автора.

В Москве также показывают снимки трех членов фотообъединения Magnum: «Земля моего отца» — поэтический взгляд на Уэльс Дэвида Херна, «Воспоминания» Филипа Джонса Гриффитса — английские зарисовки, своеобразный контрапункт его военным кадрам из Вьетнама, и «Англия, моя Англия» Криса Стил-Перкинса. Наконец, стоит отметить «Пейзажные этюды» Саймона Робертса — серию, одновременно вдохновляющуюся Мартином Парром и сделанную ему в пику.

За раскрытие второй темы фестиваля, «Сила визуального искусства», отвечает мощный аккорд исторических выставок, которыми фотобиеннале была сильна всегда. Чудесная, напоминающая волшебную шкатулку ретроспектива Эрвина Блюменфельда — 268 работ 1910–1960-х — приехала прямиком из Парижа, где она с триумфом прошла в Национальной галерее Жё-де-Пом. Тот, кто знает Блюменфельда лишь как фотографа моды, будет изумлен: fashion занимает здесь весьма скромное место. Основное пространство отдано его ранним рисункам и экспериментам с искажениями и соляризацией, ню и портрету, архитектурной съемке и злободневным аллегорическим откликам на происходящее в родной Германии, а также документам и цитатам из автобиографии. Многогранность таланта — а, помимо визуальных искусств, Блюменфельд пробовал свои силы, например, в литературе, — напоминает ренессансных «универсальных гениев», в том числе блестяще найденным стыком между творчеством и коммерцией.

В пандан к ретроспективе Блюменфельда представлены выставки «Двойник жизни» Андре Кертеша и экспозиция работ Андре Штайнера. Оба были очарованы знаками современности — чудесами инженерной мысли и технологий, отражаемыми в приемах, освобождающих изображение от гнета традиции: фрагментации и наслаивании, искажении привычных объектов и текучести формы. Штайнер считал себя, скорее, техником, безгранично веря в прикладную научную работу, которая позволит точно дозировать визуальные эффекты. Его снимки в жанре ню и спортивные этюды выдают прекрасное знание анатомии, однако кажутся суховатыми. Кропотливая фотофиксация деталей Кертешем и его опыты пластического преображения реальности поэтизируют современный мир, ежедневно предоставляющий материал для удивительных фантазий.

Выставка, которую ни в коем случае нельзя пропустить, — «Портфолио» Дианы Арбус. Она прославилась на весь мир в конце 1950‑х — 1960-х образами надломленных и «неправильных». В отличие от более ранних реформаторов с камерой вроде Якоба Рииса и Льюиса Хайна, у Арбус вместо социального оптимизма мы видим ту часть «не-нормы», которая вряд ли может быть изменена. Нынешняя выставка — десять самых канонических фотографий, которые отобрала она сама в 1970-м, за год до самоубийства. Работы Арбус впервые показывают в Москве; кураторы МАММ надеются, что в ближайшие годы удастся привезти и более крупную ретроспективу ее работ.

Среди других экспозиций фотоклассиков — «Американская история» Гордона Паркса и ретроспектива Рене Бурри. Оба автора — документалисты «с миссией», заинтересованные в социальных и политических переменах. Начавший свою карьеру в конце 1930-х — начале 1940-х американец Паркс — борец с расовой дискриминацией, один из участников знаменитой миссии FSA, а позже многолетний автор журнала Life, создавший галерею образов знаменитостей вроде Барбары Стрейзанд и Мохаммеда Али, а также безвестных, но типических героев эпохи. Он также прославился fashion-съемкой, документальными и игровыми фильмами (он был первым знаменитым темнокожим режиссером Голливуда) и как сочинитель музыки и поэзии. «Американская история» — большая ретроспектива Паркса. Швейцарец Бурри — фотограф и режиссер-документалист, один из авторов объединения Magnum (он стал его членом в 1959 году), публиковавший свои репортажи в ведущих изданиях эпохи. Наиболее известны его снимки Че Геварры, сделанные в 1963 году.

Изящной виньеткой обрамляют эти ретроспективы классиков две другие экспозиции. «Биби» рассказывает фотоисторию о Жаке Анри Лартиге и его первой жене. Серия «Женщины прекрасны» Гарри Виногранда — первая выставка его работ в Москве.

Сегмент современной фотографии представлен на фестивале в целом несколько скромнее. По нему трудно составить целостное впечатление о мировых тенденциях, но интересных выставок приехало немало. Помимо уже упомянутых английских серий, это, к примеру, расплывчатые снимки проекта «Небеса необетованные» австрийской художницы Евы Шлегель — наглядная иллюстрация к работам теоретиков искусства о конце «эпохи репрезентации», о невозможности четко представить окружающий мир и Вселенную. Рядом впечатляющие визуализации «Затемненных городов» Тьерри Коэна и «83 дня темноты» голландца Нильса Стомпса — документальный проект об установке на альпийском склоне гигантского зеркала, перенаправляющего солнечный свет в зажатую горами итальянскую деревню Виганелла, до этого жившую в темноте в течение почти трех месяцев в году. Все эти экспозиции отвечают за раскрытие третьей темы Фотобиеннале — «Звездное небо».

Слияние и пересечение границ разных видов искусств, обозначаемые сейчас модным словом «трансмедийность», представлены «Звучащей фотографией» французского фотографа, кинорежиссера и писателя Алена Флейшера. Его интересует стык фотографии, кино, музыки, живописи и текста, о чем можно также узнать из вышедшего в Вильнюсе аккурат к московской Фотобиеннале сборника его работ на русском «Лаборатория времени». Бывший бодибилдер, чемпион Франции 1997 года Марсьяль Шеррье работает с фотографией, живописью и своим телом, изучая его изменчивость и собственный нарциссизм («Катастрофа тела»). Американка иранского происхождения Ширин Нешат показывает, как фотография может преобразовать городскую среду: ее инсталляция «Не спрашивай, куда ушла любовь» изначально была сделана для станции «Толедо» неаполитанского метрополитена и была частью амбициозного проекта «Станции искусства» под руководством куратора Акилле Бонито Оливы. Также стоит взглянуть на ретроспективу южноафриканского автора Роджера Баллена («Страна теней»), еще одну серию на стыке фотографии и живописи — «Трансгрессивная утопия» Оука Лееле — и новый проект плодовитой Сары Мун «5Н-5». Наконец, любителям творчества звезд будет интересно увидеть персональную экспозицию актрисы Джессики Лэнг.

В отличие от предыдущих лет, когда кураторы МАММ показывали амбициозные исторические проекты (вроде «Первоцвета» в 2008‑м), российская фотография в нынешнем году представлена в основном современностью, в том числе в рамках параллельной программы. Исключение — выставки работ Моисея Наппельбаума «Ателье» и «русского швейцарца» Ивана Бианки. Ученикам и знатокам творчества недавно ушедшего Александра Лапина адресована экспозиция в Манеже.

Российская же современность представлена талантливыми молодыми авторами, взращенными «Фотодепартаментом» и Школой Родченко. «Дача/Сад» Анастасии Богомоловой — берущий за живое проект, в котором расположенные бок о бок снимки ростков, письма бабушек, садовые инструменты и растения в горшках становятся мощным социальным высказыванием, а «Русские интерьеры» Анастасии Цайдер — кропотливое, в бехеровском духе исследование общественных пространств. Также зрителей ожидают кадры из новых серий Юлии Борисовой («Заглянуть в нее»), проект о трейн-бомберах Алексея Патролы («Призраки»), выставка-конструктор «Пропаганда фотографирования» группы «ЕлиКука» и многое другое.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+