18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Издательство Йельского университета познакомило англоязычных читателей с исследованием русской живописи

№60
Материал из газеты

Британский искусствовед Розалинд Полли Блейксли предлагает новый, «постсоветский» взгляд на хорошо знакомый предмет — историю формирования русской национальной школы живописи

Книга The Russian Canvas: Painting in Imperial Russia, 1757–1881 («Русский холст: Живопись в императорской России, 1757–1881») прослеживает историю подъема и расцвета русской национальной школы живописи. Обзор охватывает середину XVIII — вторую половину XIX веков. Это первое на английском языке объективное исследование русской живописи в столь важный для нее период истории, учитывающее общеевропейский контекст. В своем фундаментальном труде Розалинд Блейксли развеивает старые мифы, указывает на заблуждения и раскрывает тайны.

Вплоть до XVIII века в России отсутствовала светская живописная традиция. Едва ли не единственными допустимыми изображениями оставались иконы. Первые в стране светские живописцы были европейцами, по большей части немцами и французами (в числе представителей других наций был англичанин Джордж Доу, чьи портреты офицеров, внесших вклад в победу над Наполеоном, занимают отдельный зал в Эрмитаже). В книге изложена долгая история борьбы русского искусства за равенство с европейским, начавшейся со старательного подражания и приведшей к формированию своеобразного национального стиля. В числе наиболее известных имен XIX столетия — Карл Брюллов (1799–1852) и Илья Репин (1844–1930), их творчество высоко ценится и сегодня. Но многие другие художники той эпохи до сих пор не получали на Западе должного внимания. 

Розалинд Блейксли — специалист по творчеству передвижников, то есть участников Товарищества передвижных художественных выставок, первого в России независимого художественного общества. В частности, она доказывает, что без этих недооцененных авторов куда более известный и модный сегодня русский авангард начала ХХ века вряд ли бы возник.

Позднее многие приемы из арсенала живописцев конца XIX столетия легли в основу социалистического реализма, провозглашенного в 1934 году и вскоре ставшего единственно допустимой в СССР культурной концепцией. Репин и другие передвижники обрели незаслуженную репутацию предтеч соцреализма, превратившую их в предмет бесконечных насмешек со стороны высоколобых эстетов как в России, так и на Западе. Блейксли убедительно демонстрирует ошибочность подобных представлений. Она доказывает, что эти художники были самобытными, весьма искусными мастерами, а вовсе не популистами или политическими полемистами. Им было важно, чтобы их произведения были доступны широкой аудитории и пользовались спросом на художественном рынке.

На фоне всех исторических перипетий одно оставалось неизменным — Императорская академия художеств. Автор книги показывает, что вопреки распространенному представлению академия способствовала открытию художественных школ в городах России, поддерживала всевозможные выставки, проходившие вне ее стен, и даже устроила первую выставку передвижников, несмотря на «сепаратистское» происхождение группы. 

Книга The Russian Canvas — триумфальный итог громадной работы. Ее содержание продуманно и сбалансированно, а аргументы изложены ясно и четко. Блейксли тщательно отобрала и оценила свидетельства из всех доступных источников, предложив новый, «постсоветский» взгляд на знакомый предмет. К тому же книга замечательно оформлена и великолепно написана. Многочисленные и уместные иллюстрации напечатаны в отличном качестве (что ново для книг о русском искусстве), а указатели и перекрестные ссылки чрезвычайно удобны.
 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+