18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Издательство Йельского университета познакомило англоязычных читателей с исследованием русской живописи

№60
Материал из газеты

Британский искусствовед Розалинд Полли Блейксли предлагает новый, «постсоветский» взгляд на хорошо знакомый предмет — историю формирования русской национальной школы живописи

Книга The Russian Canvas: Painting in Imperial Russia, 1757–1881 («Русский холст: Живопись в императорской России, 1757–1881») прослеживает историю подъема и расцвета русской национальной школы живописи. Обзор охватывает середину XVIII — вторую половину XIX веков. Это первое на английском языке объективное исследование русской живописи в столь важный для нее период истории, учитывающее общеевропейский контекст. В своем фундаментальном труде Розалинд Блейксли развеивает старые мифы, указывает на заблуждения и раскрывает тайны.

Вплоть до XVIII века в России отсутствовала светская живописная традиция. Едва ли не единственными допустимыми изображениями оставались иконы. Первые в стране светские живописцы были европейцами, по большей части немцами и французами (в числе представителей других наций был англичанин Джордж Доу, чьи портреты офицеров, внесших вклад в победу над Наполеоном, занимают отдельный зал в Эрмитаже). В книге изложена долгая история борьбы русского искусства за равенство с европейским, начавшейся со старательного подражания и приведшей к формированию своеобразного национального стиля. В числе наиболее известных имен XIX столетия — Карл Брюллов (1799–1852) и Илья Репин (1844–1930), их творчество высоко ценится и сегодня. Но многие другие художники той эпохи до сих пор не получали на Западе должного внимания. 

Розалинд Блейксли — специалист по творчеству передвижников, то есть участников Товарищества передвижных художественных выставок, первого в России независимого художественного общества. В частности, она доказывает, что без этих недооцененных авторов куда более известный и модный сегодня русский авангард начала ХХ века вряд ли бы возник.

Позднее многие приемы из арсенала живописцев конца XIX столетия легли в основу социалистического реализма, провозглашенного в 1934 году и вскоре ставшего единственно допустимой в СССР культурной концепцией. Репин и другие передвижники обрели незаслуженную репутацию предтеч соцреализма, превратившую их в предмет бесконечных насмешек со стороны высоколобых эстетов как в России, так и на Западе. Блейксли убедительно демонстрирует ошибочность подобных представлений. Она доказывает, что эти художники были самобытными, весьма искусными мастерами, а вовсе не популистами или политическими полемистами. Им было важно, чтобы их произведения были доступны широкой аудитории и пользовались спросом на художественном рынке.

На фоне всех исторических перипетий одно оставалось неизменным — Императорская академия художеств. Автор книги показывает, что вопреки распространенному представлению академия способствовала открытию художественных школ в городах России, поддерживала всевозможные выставки, проходившие вне ее стен, и даже устроила первую выставку передвижников, несмотря на «сепаратистское» происхождение группы. 

Книга The Russian Canvas — триумфальный итог громадной работы. Ее содержание продуманно и сбалансированно, а аргументы изложены ясно и четко. Блейксли тщательно отобрала и оценила свидетельства из всех доступных источников, предложив новый, «постсоветский» взгляд на знакомый предмет. К тому же книга замечательно оформлена и великолепно написана. Многочисленные и уместные иллюстрации напечатаны в отличном качестве (что ново для книг о русском искусстве), а указатели и перекрестные ссылки чрезвычайно удобны.
 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+