18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Издательство Йельского университета познакомило англоязычных читателей с исследованием русской живописи

№60
Материал из газеты

Британский искусствовед Розалинд Полли Блейксли предлагает новый, «постсоветский» взгляд на хорошо знакомый предмет — историю формирования русской национальной школы живописи

Книга The Russian Canvas: Painting in Imperial Russia, 1757–1881 («Русский холст: Живопись в императорской России, 1757–1881») прослеживает историю подъема и расцвета русской национальной школы живописи. Обзор охватывает середину XVIII — вторую половину XIX веков. Это первое на английском языке объективное исследование русской живописи в столь важный для нее период истории, учитывающее общеевропейский контекст. В своем фундаментальном труде Розалинд Блейксли развеивает старые мифы, указывает на заблуждения и раскрывает тайны.

Вплоть до XVIII века в России отсутствовала светская живописная традиция. Едва ли не единственными допустимыми изображениями оставались иконы. Первые в стране светские живописцы были европейцами, по большей части немцами и французами (в числе представителей других наций был англичанин Джордж Доу, чьи портреты офицеров, внесших вклад в победу над Наполеоном, занимают отдельный зал в Эрмитаже). В книге изложена долгая история борьбы русского искусства за равенство с европейским, начавшейся со старательного подражания и приведшей к формированию своеобразного национального стиля. В числе наиболее известных имен XIX столетия — Карл Брюллов (1799–1852) и Илья Репин (1844–1930), их творчество высоко ценится и сегодня. Но многие другие художники той эпохи до сих пор не получали на Западе должного внимания. 

Розалинд Блейксли — специалист по творчеству передвижников, то есть участников Товарищества передвижных художественных выставок, первого в России независимого художественного общества. В частности, она доказывает, что без этих недооцененных авторов куда более известный и модный сегодня русский авангард начала ХХ века вряд ли бы возник.

Позднее многие приемы из арсенала живописцев конца XIX столетия легли в основу социалистического реализма, провозглашенного в 1934 году и вскоре ставшего единственно допустимой в СССР культурной концепцией. Репин и другие передвижники обрели незаслуженную репутацию предтеч соцреализма, превратившую их в предмет бесконечных насмешек со стороны высоколобых эстетов как в России, так и на Западе. Блейксли убедительно демонстрирует ошибочность подобных представлений. Она доказывает, что эти художники были самобытными, весьма искусными мастерами, а вовсе не популистами или политическими полемистами. Им было важно, чтобы их произведения были доступны широкой аудитории и пользовались спросом на художественном рынке.

На фоне всех исторических перипетий одно оставалось неизменным — Императорская академия художеств. Автор книги показывает, что вопреки распространенному представлению академия способствовала открытию художественных школ в городах России, поддерживала всевозможные выставки, проходившие вне ее стен, и даже устроила первую выставку передвижников, несмотря на «сепаратистское» происхождение группы. 

Книга The Russian Canvas — триумфальный итог громадной работы. Ее содержание продуманно и сбалансированно, а аргументы изложены ясно и четко. Блейксли тщательно отобрала и оценила свидетельства из всех доступных источников, предложив новый, «постсоветский» взгляд на знакомый предмет. К тому же книга замечательно оформлена и великолепно написана. Многочисленные и уместные иллюстрации напечатаны в отличном качестве (что ново для книг о русском искусстве), а указатели и перекрестные ссылки чрезвычайно удобны.
 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+