18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж

№60
Материал из газеты

Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе»

Многочисленные поздние записи, следы неумелых реставрационных работ, потертости, утраты — все это не позволяло увидеть работу одного из выдающихся итальянских мастеров конца XV — начала XVI века Россо Фьорентино не одно столетие. И только сейчас, после длительной и непростой реставрации, «Мадонна во славе» вернулась к зрителям во всем своем великолепии. Картина выставлена в Аполлоновом зале Зимнего дворца, и здесь же можно узнать подробности о процессе ее возвращения к первоначальному облику.

В Эрмитаж «Мадонна во славе» поступила в 1810 году. Изначально основой картине служила доска, но очень быстро дерево изъел жук-точильщик, и уже в 1862 году тогдашними хранителями музея было принято решение перенести ее на холст. При этом мастерам удалось хорошо сохранить авторский грунт, но красочный слой существенно пострадал. Кроме того, картину неоднократно промывали растворителями, и в результате живопись на некоторых участках была протерта до грунта.

Как рассказал TANR проводивший исследовательскую и восстановительную работу художник-реставратор высшей категории Николай Малиновский, поздние записи и неудачные реставрации довели полотно до очень тяжелого состояния. Причем такого, что на одной из совместных с Эрмитажем выставок в Италии итальянские искусствоведы выразили сомнения в подлинности картины и даже предположили, что это копия работы Россо Фьорентино, выполненная, скорее всего, в XIX веке.

«Их можно было понять, потому что Вазари писал о легкости письма Россо, а перед нами была темная, мрачная работа с тяжеловесными фигурами, — рассказал Николай Малиновский. — Глядя на эту вещь, ни о какой легкости нельзя было говорить. Недаром на ее реставрацию ушло четыре с лишним года. Это был настоящий кроссворд. И только после нашей работы авторство Россо подтвердилось».

Россо Фьорентино (Джованни Баттиста Гуаспаре, 1494–1540) принадлежал к поколению художников-маньеристов, зародившемуся в период позднего Ренессанса. В 1530 году он в поисках покровителя переезжает во Францию ко двору Франциска I. Там он работал в разных сферах, главным образом на оформлении королевской резиденции в Фонтенбло. К сожалению, в 1540 году, в расцвете сил, он кончает жизнь самоубийством, но его фантазия и мастерство стали основой для появления школы живописи Фонтенбло.

В процессе реставрации «Мадонны во славе» реставраторами Эрмитажа были сделаны многочисленные находки, ставшие важным дополнением к известному сюжету. Проявились детали, которых раньше не было видно (например, на голове одного из ангелов обнаружился лавровый венок). Изменился и контур тела мадонны и младенца: фигуры стали худенькими и изящными. Проявилась та самая «легкость письма», о которой говорил Вазари.

Но «Мадонна во славе» интересна и другими замечательными деталями. Например, тем, что все персонажи картины смотрят в разные стороны — это придает ей выразительность и динамизм. Особенно обращают на себя внимание лица ангелов. Большеротые, хитроглазые — они скорее похожи на мальчишек-сорванцов с соседней улицы, чем на обитателей небес.

«Строго говоря, это не ангелы, они без крыльев. Россо изображает их как путти — бескрылыми. Он вообще не до конца канонический художник, и лица у ангелочков — таких хорошенькими не назовешь, — считает ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Татьяна Кустодиева. — Кстати, и у Леонардо в „Мадонне Бенуа“ младенец тоже не красавец. Но если Леонардо добивался убедительности анатомической, то Россо, вероятно, важнее было придать ангелам сходство с какими-то реальными людьми».

«Мадонну во славе» можно увидеть на выставке в Аполлоновом зале Эрмитажа до 15 апреля.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+