Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи. О них всегда говорили как об одной из главных движущих сил экономического развития страны, влияющих на ее геополитику. Достаточно вспомнить Ермака: в сибирский поход казачий атаман отправился на средства Строгановых, заинтересованных в продвижении своей вотчины на восток.
О важной стороне деятельности этой фамилии подробно рассказывается в новом издании «Вклад: Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», вышедшем в программе «Первая публикация» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это обзор целой династической цивилизации, призванный напомнить о величине и разнообразии вклада Строгановых в развитие русского искусства. Такого еще не было — выходили труды, посвященные лишь отдельным сторонам строгановского наследия.
Строгановы варили соль, плавили железо, гнались за дворянским титулом — и при этом создавали «будущее галерей и музеев», хотя категории музейной культуры в их настоящем отсутствовали. Выращивали жемчуг, открывали иконописные и швейные мастерские, строили храмы, многие из которых стоят до сих пор, послужив источником открытий для нескольких поколений искусствоведов.
Представители династии в разные годы приходили на новые места и сразу же заполняли их. Не только промышленным производством, но и тем, что было для них дорого, ценно и при этом направлено в будущее. «Прогрессоры», создатели культуры, Строгановы никогда не разменивались на посредственное, имеющее лишь бытовое, сиюминутное предназначение. Только лучшее, только передовое, опережающее время — и могущее служить следующим поколениям. Служить не в прикладном смысле, а в смысле духовной славы, в «жизнь будущего века».
Усилиями одной династии, нескольких ветвей одной семьи была создана устойчивая цивилизация, которая не исчезла даже тогда, когда после революции 1917 года исчезало чуть ли не все. Шедевры неуничтожимы. Строгановская школа иконописи известна не хуже, чем московская и новгородская. Лицевое шитье, ювелирное производство и многое другое из фамильного наследия было и остается такого высокого уровня, что не могло просто взять и сгинуть в одночасье, не могло вдруг забыться.
Строгановы позаботились, чтобы этого не произошло. Любой артефакт, дошедший до нас в музейных собраниях Сольвычегодска и Пермского края, атрибутирован благодаря подробным вкладным надписям создателей и заказчиков, составленным настолько профессионально, что представителей древнего рода хочется назвать гениальными арт-кураторами. Каждая вещь здесь — это не только символический объект, но и носитель информации о конкретных людях, событиях, местах.
Вклады — таково название всего, что Строгановы оставили потомкам. Это синоним донаций, вложений, инвестиций. Оставленное ими можно увидеть, и многое из этого отражено в издании. С такой позиции книга — удобный рабочий инструмент для любого исследователя старины.
Конструктивисты первой трети XX века переосмысливали древнерусское искусство, черпая вдохновение в иконописи, когда формулировали свои принципы отражения мира. Если бы династия Строгановых не прервалась в 1923 году со смертью последнего представителя рода, то они нашли бы общий язык. Объединили бы их устремленность в будущее, желание запечатлеть то, что не истачивается временем.
Художественное решение книги парадоксальным образом напоминает архитектурное строение в стиле конструктивизма, поднимающее героев над временем, в котором они жили, и пространством, которое осваивали. Оно точно передает контекст того метафизического мира, куда «именитые люди» стремились попасть — и попали. Название этому миру — вечность.