Последние пять лет владелица галереи, коллекционер и искусствовед Кристина Краснянская последовательно популяризирует отечественный авторский дизайн в России и за рубежом. Так, в 2015 году в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялась подготовленная галереей выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920–1960-е». Параллельно в самом «Эритаже» проходили выставки, посвященные роли дизайна в культуре авангарда и советскому модернизму. Продолжением темы стала выставка советского ар-деко. По замыслу ее кураторов, Краснянской и старшего научного сотрудника Музея Москвы Александры Селивановой, в экспозиции предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа. Такая интеграция отечественного дизайна в международный контекст — излюбленный ход галереи.
Довоенную советскую архитектуру обычно называют постконструктивизмом, а при упоминании феномена советского ар-деко чаще всего вспоминают лишь оформление нескольких станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт») и послевоенные сталинские высотки.
Однако, как говорит Селиванова, «в период с 1933 по 1936 год вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а, скорее, напоминавшем западные примеры ар-деко».
Иногда специально для этих зданий создавались предметы интерьера, почти не сохранившиеся, поэтому образцы этого стиля, представлявшие собой компромисс между строгим геометризмом конструктивизма и элементами классики в новом прочтении, практически не найти даже в музейных собраниях.
Кроме того, для партийной номенклатуры предназначались единичные заказные изделия декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи «Эритаж» такие образцы мебели есть. Дубовая ширма 1934 года, выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева для Детской военно-трудовой коммуны Леноблоно; мебель конца 1930-х, сделанная ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны им. Калинина в Смоленске; предметы обстановки Музея В.И.Ленина в Ленинграде в Мраморном дворце, разработанные после ареста в конце 1930-х архитектором Николаем Лансере в так называемой шарашке, Особом конструкторско-техническом бюро, где репрессированные архитекторы работали под надзором.
На выставке также представлены архитектурная графика Алексея Щусева (проекты Дворца Советов), керамика Александра Дейнеки, изделия фарфорового факультета Вхутемаса конца 1920‑х, произведения Александра Родченко, Василия Шухаева и «парижан» Георгия Артемова, Александра Архипенко, Сони Делоне, Поля Мака, Романа Тыртова (Эрте), Осипа Цадкина, Павла Челищева и других.
Галерея «Эритаж»
Советское ар-деко
21 февраля – 15 апреля