18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Фонде Prada реконструировали искусство эпохи Муссолини

№60
Материал из газеты

Знаменитый куратор Джермано Челант предлагает свой взгляд на культуру Италии при диктаторе

Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был далеко не чужд политики. Итальянскому поэту покровительствовал лично Бенито Муссолини, окрестивший его «пламенным фашистом». Фигура Маринетти стала отправной точкой выставки Джермано Челанта в Фонде Prada в Милане под названием «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», где первая часть названия — строка из футуристической поэмы Маринетти. Цель проекта — воссоздание панорамы художественной жизни Италии при Муссолини. Это не первая историческая реконструкция Челанта. В 2013 году в Фонде Prada в Венеции он воссоздал легендарную выставку концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» 1969 года Харольда Зеемана.

Для миланской выставки Челант обошел более 20 публичных и частных коллекций, в библиотеках и разных фондах поднял целый пласт архивных материалов, свидетельствующих о неоднозначных отношениях между художниками, политиками, идеологами, коллекционерами и публикой в фашистской Италии. Документам Челант отводит в своих проектах равноценную с произведениями искусства роль, считая, что они позволяют «создать подлинную историю, а не оторванную от реальности теоретическую трактовку артефакта». Именно с этой целью все произведения на выставке сопровождаются историческими фотографиями, письмами, рецензиями в прессе. В основе такого подхода лежит идея французского философа Жака Рансьера, считающего, что искусство создается в конкретном историко-культурном контексте, а не в отрыве от него. И в этом смысле политическое и эстетическое неразделимы.

Челант отобрал для показа более 500 произведений (живопись, скульптура, рисунки, фотографии, плакаты, предметы мебели, архитектурные проекты и макеты) более 100 авторов. Здесь весь цвет итальянского искусства первой половины ХХ века. Джакомо Балла, Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Джино Северини, Марио Сирони — художники порой радикально расходящиеся по своим политическим и эстетическим предпочтениям. Как и течения, к которым они примыкали. Футуризм, «Валори пластичи», «Новеченто», «Скуола романа», «Корренте» — плюрализм художественных направлений создавал ту живую культурную сцену, где авангард сосуществовал с «возвратом к порядку», эксперименты — с реализмом, интимность — с пропагандой. 

Дизайн экспозиции с реконструкцией самых заметных выставок эпохи, в частности римской «Выставки фашистской революции 1932 года», открытой лично Муссолини (и которую посетило около 4 млн человек), создавался вместе с нью-йоркской студией «2x4». Не забыты в экспозиции и интеллектуалы того времени — как курировавшая при Муссолини культурную политику Маргерита Сарфатти, так и противники режима, например эмигрировавший из Италии историк искусств Лионелло Вентури или заточенный в тюрьму коммунист Антонио Грамши. Кстати, Музей Новеченто в Милане посвятит Маргерите Сарфатти этой осенью отдельную выставку. 

Фонд Prada
Post Zang Tumb Tuuum. Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+