Закон РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей, впервые принятый в 1993 году и с тех пор постоянно изменявшийся, достаточно жестко регламентирует жизнь художественного сообщества. Сегодня проблемы приняли масштаб почти катастрофы. «Состояние арт-рынка в России сейчас может быть описано как стагнация, — говорит Марина Молчанова, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). — В Лондоне цены растут, а у нас упали в два-три раза. Ни вывезти, ни ввезти произведения искусства для продажи практически невозможно».
Новое законодательство — небольшой шаг в нужном для сообщества направлении. Среди достижений — определение терминов «культурная ценность» и «культурная ценность, имеющая особое значение» (оборот их регулируется по-разному), которых прежде ни в одном законе РФ не было.
Несомненную выгоду от изменений в законодательстве получили негосударственные музеи, но это относится только к негосударственным музеям федерального значения. Теперь при временном ввозе и вывозе культурных ценностей они уравнены в правах с госмузеями и могут делать все это бесплатно. Юлия Петрова, директор частного Музея русского импрессионизма, который с момента основания в 2014 году провел три крупные выставки за рубежом, рассказывает: «Раньше, чтобы ввезти или вывезти произведения искусства, мы оформляли карнет АТА (международный таможенный документ, заменяющий декларации. — TANR), и это очень дорого. Кроме того, возникали невероятные казусы. Например, когда нам не могли предложить способа временно вывезти произведения возрастом младше 50 лет. Для нас такие изменения в законодательстве — большой шаг вперед».
«У нас отсутствует единая ставка таможенного тарифа в отношении культурных ценностей, ввозимых для коммерческих целей. Одна и та же категория культурных ценностей в зависимости от применимых критериев может быть отнесена к разным тарифным группам и облагаться пошлинами по разным ставкам, — перечисляет другие проблемы Юлия Осадчая, основатель и генеральный директор компании «Арта», специализирующейся в арт-консалтинге и праве в области искусства. — В законодательстве отсутствует способ изменения режима пользования с личного на коммерческий для ввезенных товаров. Еще большая проблема возникает при временном вывозе культурных ценностей, например на международную выставку-ярмарку. В случае продажи ценный товар придется вернуть в Россию и переоформить режим вывоза с временного на постоянный».
Низкий уровень юридической техники и несогласованность положений разных законов — большая проблема российского законодательства в целом. Изменения в Налоговый кодекс РФ об освобождении от ввозного НДС при ввозе культурных ценностей составлены таким образом, что участники рынка затрудняются с их трактовкой: распространяются ли они на коммерческий (с целью продажи) ввоз и на юридических лиц (раньше нужно было как минимум уплатить ввозной НДС — 18% от стоимости произведения)?
Раздел закона, посвященный вывозу искусства, вступит в силу только 30 марта. Кроме того, должны быть разработаны подзаконные акты, которые послужат руководством к действию. Эта часть содержит отсылку к праву Евразийского таможенного союза, который устанавливает разрешительный порядок вывоза художественных ценностей возрастом старше 50 лет. Все, что моложе, вывозится свободно. Установлено, что любые ранее ввезенные ценности, какими бы они ни были шедеврами, можно вывозить, но и здесь возникает целый ряд сложностей.
Сейчас в законе прописан четкий перечень того, что вывозить из России нельзя: произведения из музейного фонда РФ (в том числе находящиеся в частной собственности) и из архивного фонда, археологические предметы, а также культурные ценности, имеющие особое значение. Вокруг этих особых ценностей и будут, очевидно, разворачиваться все коллизии: можно вывезти или нельзя? Критерии определения «особости» временные (пока нет специального нормативного акта), и среди них «художественные ценности, созданные до 1917 года». Очевидно, что такая хронологическая граница работать будет плохо: есть картины XIX века, вывоз которых не нанесет никакого ущерба культурному наследию страны, а есть полотна, которым 100 лет не исполнилось, но значение их для русской культуры огромно.
Уточняющие документы готовит, по нашим сведениям, Министерство культуры. После 30 марта они увидят свет, и также станет ясно, будет ли означенным в законе «уполномоченным органом» (который выдает разрешения на вывоз, ведет реестр экспертов и прочее) Минкультуры или какое-то другое ведомство.