18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Русском музее впервые покажут вместе Алексея и Андреаса Явленских

Выставка о том, как сын остался в тени знаменитого отца

Ретроспектива Алексея Явленского (1864–1941) состоялась в Русском музее в 2000 году. Новый проект собран из 60 полотен, примерно поровну от отца и сына, Андреаса Явленского, из Архива Алексея Явленского (Швейцария), а также из частных российских и зарубежных коллекций. Получилась выставка про то, как сын так и остался в тени знаменитого отца. 
Исследователи творчества Явленского-старшего разделили его на периоды. Пропускаем учебу у Ильи Репина в Петербурге и у Антона Ашбе в Мюнхене, где он познакомился с Василием Кандинским. Период фигуративного экспрессионизма в его творчестве длился с 1905 по 1913 год. Позже Явленский обозначил его как работу с колоритом, «очень ярким, пытающим», и изображением фигур, «нереалистичных и нематериальных». Называл цвета: красный, синий, оранжевый, кадмий желтый, зеленая окись хрома. Картины того времени сделали Явленского известным, но не принесли ему материального достатка. К этому периоду относится двойной портрет «Андрей и Катя», изображающий сына художника и дочь Дмитрия Кардовского, с которым Явленский учился у Ашбе. Сравнение картины с фотографиями того времени подтверждает «нереалистичность» живописи. В пейзаже «Фабрика» — редкое сочетание алой трубы и темно-синих гор на фоне малинового неба. В «Горном пейзаже с домами» скромные желтые постройки «кланяются» голубым вершинам. С 1914 по 1937 год мастер был занят созданием крупных серий полотен, идущих почти последовательно: «Вариации на пейзажную тему», «Мистические головы», «Лики Спасителя» и «Медитации». В пейзажной серии выделяется «Вариация: весна — сумерки» со всеми оттенками синего и голубого. Из «Мистических голов» — «Иоанн Креститель». В остальных сериях Явленский уверенно двигался к абстрактному экспрессионизму через картину «Медитация: о первом тумане рассказывает фагот» к абстрактной «Большой медитации: после бури».

Андреас Незнакомофф-Явленский (1902–1984) родился у Елены Незнакомовой, экономки Марианны Веревкиной, спутницы жизни Явленского-старшего. Первое время художник величал родного сына племянником, но всегда заботился о нем по-отечески. В пять лет мальчик на рисунке исказил изображение стула, чтобы были видны цветущие маки. «Будешь художником», — напророчил родитель. После талант мальчика отметили Франц Марк и Фердинанд Ходлер. В 12 лет, конечно с помощью папы, Андреас — участник большой Балтийской выставки в Мальмё. В 18 лет — экспонент русского павильона на 12-й Венецианской биеннале. В 1920-е годы он часто выставлялся, но продавался слабо, что вынуждало его рисовать рекламные плакаты. Когда началась война, Андреаса, знающего русский язык, отправили переводчиком на Восточный фронт, а с 1945 по 1955 год он находился в советском плену. После освобождения поселился в Швейцарии, вернулся к живописи, иногда выставлялся, его картины покупали американские и немецкие коллекционеры. Но фигуративный экспрессионизм, которому беззаветно служил и Явленский-старший, выглядел после Второй мировой войны глубоко архаичным. Поэтому ранние работы «Упрек», «Портрет г-на Баура», «Мама» и особенно «Волк», хотя и похожие на произведения отца, смотрятся намного интереснее, чем поздние герани, георгины, закаты, штормы и ночные городские пейзажи.  

Государственный Русский музей
Алексей и Андреас Явленские. Приключения цвета
22 февраля – 29 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+