18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Работы Роберта Фалька из разных собраний покажут в Петербурге

№61
Материал из газеты

Живопись и графику рекордсмена арт-рынка из частных коллекций объединят в KGallery

Со времени смерти Роберта Фалька (1886–1958) прошло 60 лет, и он остается одной из самых загадочных фигур в русском искусстве ХХ века. Импрессионист, сезаннист, бубнововалетовец, пейзажист и портретист, работавший в «тихой, приглушенной» манере, «формалист», посмертно осужденный Никитой Хрущевым на скандально знаменитой выставке к 30-летию МОСХа, гуру для неофициальных художников, видевших в нем образец независимого поведения. Ныне Фальк — рекордсмен и ньюсмейкер арт-рынка. В 2013 году на Sotheby’s его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» с эстимейтом £2,5–3,5 млн была снята с торгов и продана, по некоторым сведениям, за £6 млн. Надо полагать, в Россию. 

К этому добавляется незаурядная биография художника. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподаватель в Витебском художественном училище и Вхутемасе времен расцвета авангарда. В 1928 году художник попросил творческую командировку в Париж на полгода «для изучения классического наследия». Визит завершился в зловещем 1937-м. «Нашел когда возвращаться», — заметил по этому поводу Соломон Михоэлс, друг и соратник Фалька. Дружба с Андреем Юмашевым, летчиком, Героем Советского Союза и художником-любителем, помогла получить мастерскую в московском доме Перцовой. И чудом уцелеть во время сталинских репрессий, хотя о выставках пришлось забыть насовсем.

KGallery собрала около 40 картин и графических листов, предоставленных коллекционерами обеих столиц. Пейзаж «Весна» отвечает за раннего Фалька-импрессиониста. Натюрморты «Фрукты, белая ваза, кувшин» и «Бумажные цветы» — за Фалька-сезанниста. Картины парижского периода «Повар», «Мост Сен-Мишель», «Улица Сен-Мартен», акварельный эскиз «Индус» и его живописная версия «Индус в белом» демонстрируют ту самую фальковскую приглушенную манеру. 

Продолжением парижских поисков стали картина «Самарканд. Регистан зимой» и пастель «Узбечка», созданные во время поездки с Юмашевым по Средней Азии. Два других самаркандских пейзажа появились позже, в годы эвакуации, но сохраняют просветленную палитру. К 1941 году относится быстрый и точный акварельный портрет Михоэлса. 

В 1948 году Фальк пишет картину «Черкешенка» («Портрет Маргариты Акимовны Кушнарьянц»). Как вспоминала позднее его модель, это была не она, а что-то гораздо большее, возможно, мечта художника об идеальной женщине, воплотившаяся и в портрете Ангелины Щекин-Кротовой («На даче. Портрет в окне»), четвертой жены Фалька, хранительницы и популяризатора его наследия. Особое место на выставке занимают два портрета Валерика Фалька, сына художника. Акварельный относится к счастливым парижским 1930-м годам, живописный — к 1941-му, когда «совсем чудный мальчик» стал мужчиной, отвечающим за свое военное поколение.  

KGallery
Роберт Фальк из частных собраний
2 марта – 15 апреля 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+