18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Роберта Фалька из разных собраний покажут в Петербурге

№61
Материал из газеты

Живопись и графику рекордсмена арт-рынка из частных коллекций объединят в KGallery

Со времени смерти Роберта Фалька (1886–1958) прошло 60 лет, и он остается одной из самых загадочных фигур в русском искусстве ХХ века. Импрессионист, сезаннист, бубнововалетовец, пейзажист и портретист, работавший в «тихой, приглушенной» манере, «формалист», посмертно осужденный Никитой Хрущевым на скандально знаменитой выставке к 30-летию МОСХа, гуру для неофициальных художников, видевших в нем образец независимого поведения. Ныне Фальк — рекордсмен и ньюсмейкер арт-рынка. В 2013 году на Sotheby’s его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» с эстимейтом £2,5–3,5 млн была снята с торгов и продана, по некоторым сведениям, за £6 млн. Надо полагать, в Россию. 

К этому добавляется незаурядная биография художника. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподаватель в Витебском художественном училище и Вхутемасе времен расцвета авангарда. В 1928 году художник попросил творческую командировку в Париж на полгода «для изучения классического наследия». Визит завершился в зловещем 1937-м. «Нашел когда возвращаться», — заметил по этому поводу Соломон Михоэлс, друг и соратник Фалька. Дружба с Андреем Юмашевым, летчиком, Героем Советского Союза и художником-любителем, помогла получить мастерскую в московском доме Перцовой. И чудом уцелеть во время сталинских репрессий, хотя о выставках пришлось забыть насовсем.

KGallery собрала около 40 картин и графических листов, предоставленных коллекционерами обеих столиц. Пейзаж «Весна» отвечает за раннего Фалька-импрессиониста. Натюрморты «Фрукты, белая ваза, кувшин» и «Бумажные цветы» — за Фалька-сезанниста. Картины парижского периода «Повар», «Мост Сен-Мишель», «Улица Сен-Мартен», акварельный эскиз «Индус» и его живописная версия «Индус в белом» демонстрируют ту самую фальковскую приглушенную манеру. 

Продолжением парижских поисков стали картина «Самарканд. Регистан зимой» и пастель «Узбечка», созданные во время поездки с Юмашевым по Средней Азии. Два других самаркандских пейзажа появились позже, в годы эвакуации, но сохраняют просветленную палитру. К 1941 году относится быстрый и точный акварельный портрет Михоэлса. 

В 1948 году Фальк пишет картину «Черкешенка» («Портрет Маргариты Акимовны Кушнарьянц»). Как вспоминала позднее его модель, это была не она, а что-то гораздо большее, возможно, мечта художника об идеальной женщине, воплотившаяся и в портрете Ангелины Щекин-Кротовой («На даче. Портрет в окне»), четвертой жены Фалька, хранительницы и популяризатора его наследия. Особое место на выставке занимают два портрета Валерика Фалька, сына художника. Акварельный относится к счастливым парижским 1930-м годам, живописный — к 1941-му, когда «совсем чудный мальчик» стал мужчиной, отвечающим за свое военное поколение.  

KGallery
Роберт Фальк из частных собраний
2 марта – 15 апреля 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+