Откроется ли ярмарка Frieze в Лос-Анджелесе? Этот вопрос взбудоражил американское арт-сообщество после того, как директора Frieze провели встречу с галеристами во время ярмарки Art Los Angeles Contemporary. Недавно слухи подтвердились: даты Frieze LA наконец объявлены официально. Впервые она пройдет с 14 по 17 февраля 2019 года на территории киностудии Paramount. Павильон для нее спроектирует архитектор Кулапат Янтрасаст из бюро wHY. Исполнительным директором новой ярмарки станет Беттина Коурек, журналист, арт-критик и основатель платформы по продвижению современного искусства ForYourArt, цель которой — налаживание связей между художниками, институциями и брендами — потенциальными спонсорами культурных событий. За некоммерческую программу (site-specific-инсталляции и кинопоказы) будет отвечать Али Суботник — бывший куратор Музея Хаммера, ныне сотрудничающий с этой институцией вне штата. «В Лос-Анджелесе жили и работали замечательные художники и писатели, здесь огромное количество музеев, галерей и художественных школ, играющих ключевую роль в мировом арт-процессе. Frieze LA добавит динамично развивающейся культурной среде города новое измерение», — надеется директор всех ярмарок Frieze Виктория Сиддолл. Сейчас ярмарка, организованная культовым британским журналом с тем же названием, проходит в Лондоне и Нью-Йорке.
В 2014 году Frieze серьезно присматривалась к китайскому рынку. Основатель журнала Мэтью Слотовер приехал в страну на разведку и раздавал местной прессе оптимистичные, хотя и несколько уклончивые интервью. Кстати, примерно тогда же запустить ярмарку в Китае планировала маастрихтская TEFAF совместно с Sotheby’s и государственным агентством по поддержке искусства Beijing Gehua Art Company. И даже начала переговоры об этом с китайскими властями, однако через несколько месяцев отозвала свою заявку, сославшись на то, что рынок еще не созрел.
Менее крупные ярмарки действуют смелее. Парижская Pavilion of Art and Design (PAD), делающая акцент на коллекционном дизайне, 11 лет назад успешно запустила «дочку» в Лондоне, а недавно вступила во взаимовыгодный альянс со швейцарской artgenève. Первая PAD Genève прошла с 1 по 4 февраля буквально бок о бок с седьмой аrtgenève. Обе ярмарки располагались в конгресс-центре Palexpo, и посетители могли свободно переходить с одной на другую. «Мы несколько лет мечтали усилить нашу секцию дизайна, и нам показалось логичным дождаться сильного партнера, который сочтет, что мы достойны сотрудничества, — признались The Art Newspaper основатели аrtgenève Тома Юг и Лора Мейе. — Образ мыслей организаторов PAD похож на наш. У этой ярмарки человечные размеры и изысканная сценография». В свою очередь, основатель PAD Патрик Перрен заинтересован во франкоговорящем регионе Швейцарии, справедливо полагая, что местные коллекционеры легко найдут общий язык с французскими галеристами. «В самой Женеве и во всей этой части страны живет множество любителей и собирателей искусства», — говорит он.
Ведут экспансию даже небольшие нишевые ярмарки. Так, салон современного африканского искусства «1–54», запустившийся в Лондоне шесть лет назад, 24–25 февраля впервые прошел в Марракеше в легендарном отеле La Mamounia, где любил останавливаться Уинстон Черчилль. «Этот город, расположенный, так сказать, на стыке Африки, Европы и Ближнего Востока, с активно развивающейся арт-средой, идеально подходит для нас», — заявляет директор ярмарки Турия эль-Глауи, сама уроженка Марокко. Впрочем, при всем своем патриотизме иллюзий по поводу местного рынка она не питает. Лишь около 20% ВИП-коллекционеров, приглашенных на ярмарку, марокканцы. Основные надежды она возлагает на французских и бельгийских собирателей, имеющих дома в Марокко. Из 17 галерей-участниц 3 местных и 10 европейских.
Всегда готова следовать за клиентами и другая мини-ярмарка, Nomad. Как свидетельствует само ее название, она изначально была задумана «бродячей»: маршрут ее стратегически грамотно проложен между летним и зимним курортами. Впервые ярмарка состоялась в апреле прошлого года в Монте-Карло. За ней последовала вторая сессия — с 8 по 11 февраля в швейцарском Санкт-Морице. Участников было всего 20, но вполне достойных (среди них такие тяжеловесы, как миланская галерея Nilufar, лондонская David Gill и нью-йоркская Skarstedt).
Российские ярмарки пока не в том финансовом положении, чтобы думать об экспансии за границу. Но расширяться все же пытаются. «Экспо-парк», организатор антикварных салонов, проходящих дважды в год в Центральном доме художника, не побоялся запустить новую ярмарку Russian Art & Antique Fair в Манеже — по сути тот же салон, но более гламурный и дорогой, а также дополненный секцией современного искусства. Впервые прошедший с 13 по 18 февраля, он вызвал большой интерес у коллекционеров и прессы. Удастся ли третьей в году ярмарке удержаться на рынке — покажет время.