18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Акварели из-под ковра» Веры Матюх выставили в Санкт-Петербурге

№61
Материал из газеты

Куратор Николай Кононихин разобрал наследие художницы, дополнив ее самые смелые акварели и рисунки отрывками из книги отзывов с выставки 1987 года

В прошлом году куратору нынешней выставки Николаю Кононихину посчастливилось приобрести на аукционе книгу отзывов с выставки Веры Матюх (1910–2003), что прошла весной 1987 года в Ленинградском отделении Союза художников (ЛОСХ). Столь ценная для искусствоведа находка стала для него ценной вдвойне, поскольку в последние годы по инициативе Александра Порай-Кошица, сына художницы, ему довелось разбирать ее наследие. В 1990-е Кононихин был знаком с Верой Федоровной, бывал у нее в квартире на Дворцовой набережной, где под большим ковром в гостиной она хранила свои работы — и иногда показывала. Также пару раз в год ее акварели можно было увидеть на выставках общества «Аполлон». Не нежные, воздушные, поэтичные произведения, какими принято представлять работы в этой технике, а большие перепачканные листы, сработанные крепкой «рукой столяра», часто протертые до дыр, клеенные-переклеенные яркими коллажными вставками. И темы под стать — взывающие к милосердию угловатые фигуры солдатских матерей, нищих, бомжей и рыночных торговок. Вновь встретившись с «наследием из-под ковра», Николай Кононихин был поражен не только количеством листов, но также смелостью и масштабом экспериментов в области цвета, рисунка, ритмики линий, которыми начиная с 1960-х занималась Вера Матюх. Многие темы разрабатывались ею десятилетиями. И нужна была большая смелость, чтобы показать эти эксперименты на персональной выставке в Союзе художников — организации в те годы весьма консервативной. 

Книга отзывов с выставки Веры Матюх 1987 года наглядно показывает, как отнеслись к ее творчеству коллеги-художники, коллекционеры и просто обычные зрители. Диапазон мнений простирался тогда от восторженно-хвалебных до обличительно-ругательных. На выставке в Доме Матюшина будет представлено около 20 наиболее смелых акварелей и рисунков Веры Матюх. А дополнят экспозицию «живые» отзывы зрителей из той самой книги отзывов 1987 года.  

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Вера Матюх. Эксперименты
1 марта – 14 мая 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+