18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Соловки получили шанс на спасение

№61
Материал из газеты

Московские архитекторы нашли решение непростой проблемы со строительством на Соловках. Прежний недострой, вызывавший озабоченность международных экспертов, будет частично разобран, а в новом проекте максимально учтены требования ЮНЕСКО

Новый проект корректировки частично построенного на Большом Соловецком острове здания будущего музея и приспособления под музейные нужды существующего корпуса разработан московским архитектурным бюро «Рождественка». Проект одобрили и поддержали научно-методический совет Министерства культуры России и ЮНЕСКО.
Московские архитекторы предлагают не только изменение габаритов недостроенного здания, из-за которого Соловки много лет сотрясают скандалы, но и кардинально новую концепцию развития всего музейного комплекса на территории, охраняемой ЮНЕСКО. И это предложение, похоже, устраивает все заинтересованные стороны.

Напомним, что еще в 2013 году совместная комиссия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) обратила внимание на проект нового музея на Соловках — на берегу Святого озера, в непосредственной близости от легендарного монастыря. Международные наблюдатели предупреждали российские власти, что стройка разрушит сложившийся ансамбль и нанесет непоправимый визуальный ущерб историческому комплексу. Но в 2014 году строительство началось ударными темпами, и к лету 2015-го был уже возведен второй этаж. 

ИКОМОС заявлял, что «воздействие нового здания на сложившийся ансамбль является значительным и представляет большую, постоянную и необратимую угрозу для монастырского и лагерного комплексов». И порекомендовал «отказаться от строительства музейного комплекса в этом месте и, в общем смысле, в визуальных пределах монастырского комплекса; найти другие решения для строительства».

Международные эксперты требовали прекратить стройку, на остров выезжали многочисленные и серьезные комиссии, а российские власти утверждали, что не нарушают никаких законов. В 2016 году на 40‑й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Тем же летом стройку остановили, на продолжение работ был наложен мораторий. Уже два года поблизости от монастыря, на самом видном месте, торчит остов недостроенного здания, а вокруг него разливается море вышедших на поверхность подземных вод. И вот в октябре 2017 года Минкульт объявил, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках, который уже готов и одобрен. 

«Еще в 2013 году я познакомилась с программой развития Соловецкого музея, и увиденное настолько меня расстроило, что я буквально потеряла покой, — рассказала корреспонденту TANR Наринэ Тютчева, генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка». — Я уговаривала себя: „Какое тебе дело? Есть же профессионалы…“ А потом поняла, что надо действовать». 

Сотрудники бюро вместе со студентами школы МАРШ изучили историю вопроса, посмотрели все предлагавшиеся ранее проекты, съездили на Соловки: вжились в ситуацию на острове, поговорили с сотрудниками музея, наместником (одновременно директором музея) и насельниками монастыря, жителями поселка. Затем уже в Москве представили свою концепцию развития поселка и острова в целом. 

«Мы принципиально изменили концепцию, отказавшись от музея в новой постройке, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Разумовский, ведущий сотрудник АБ «Рождественка». — Недостроенное здание будет разобрано, уменьшено до одного полуподземного этажа, где будут располагаться фонды, депозитарий, там же конференц-зал, помещения для публичных встреч. Это мировая тенденция — располагать депозитарии в новых пространствах, специально для этого оборудованных. А музей займет уже существующие здания». Сейчас музейные фонды располагаются в Братском корпусе монастыря, там нет регуляции теплового и влажностного режима, и к тому же он должен быть освобожден под монастырские нужды. 

Под музей же будут приспособлены два наиболее крупных здания в поселке, сейчас пустующих: бывшее овощехранилище и дизельная подстанция (с овощехранилищем вопрос решен, с владельцами подстанции еще идут переговоры). Проект предполагает создание целого комплекса, посвященного лагерям и ГУЛАГу — пока об этом рассказывает лишь небольшая экспозиция в одном из бывших бараков. В музейный комплекс также войдут Валунная баня, ангар для гидросамолетов и, может быть, другие здания, сегодня не используемые.

Проект АБ «Рождественка» получил одобрение на научно-методическом совете при Министерстве культуры, но в ЮНЕСКО его направили только весной 2017 года — после того, как там отвергли три проекта, разработанных Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), чью позицию поддерживала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Предложения «Рождественки» избавили РФ от позорного включения Соловков в список «наследия под угрозой», что могло бы случиться на сессии в Кракове. В ноябре — декабре 2017-го Минкультуры провело тендеры на разработку документации и архитектурно-планировочные изыскания, победа в которых досталась инициативным москвичам. «Мне понравился этот проект, авторы выполнили требования ЮНЕСКО, — сказал замминистра культуры Олег Рыжков, ныне покинувший эту должность. — Сейчас проект направлен в ЮНЕСКО для окончательного решения, которое мы узнаем весной». По словам экс-замминистра, из бюджета уже выделено около 500 млн руб.

Если все пойдет по плану, то уже этой весной подрядчик начнет разбирать незаконченную стройку, откачивать скопившуюся воду и готовить площадку для дальнейших работ. Они должны завершиться к концу 2019 года. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+