18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британские зодчие в роли передвижников

№61
Материал из газеты

Романтические представления о профессии и приверженность принципу «сделай сам» подтолкнули Детмара Блоу и некоторых его коллег к поприщу «странствующих архитекторов»

Джон Рескин говорил великому церковному архитектору Джону Дэндо Седдингу, что «так называемые современные архитекторы — почти предприниматели, которые нанимают рабочих на выполнение заказа, а если вы действительно архитектор, то должны всегда иметь при себе карандаш и резец». Седдинг прислушался к этому совету сам и поделился им с другими. Самыми прилежными «учениками» Рескина оказалась группа «странствующих архитекторов», чьи профессиональные биографии стали предметом изучения в книге, впервые опубликованной в 2000 году, а теперь переизданной с исправлениями и дополненной новыми иллюстрациями.

Ее главный герой — Детмар Блоу (1867–1939). Еще студентом, получив стипендию для поездки за границу, он был представлен Рескину и сопровождал его в путешествии по Италии. К тому времени Блоу уже был связан с Обществом защиты древних зданий и находился под влиянием Уильяма Морриса и Филипа Уэбба. Занимаясь одним из первых своих заказов — ремонтом церковной башни в Ист-Нойле в графстве Уилтшир, он жил рядом с храмом и сам работал там каменщиком и столяром. К архитекторам, которые так или иначе придерживались тех же принципов, принадлежат Альфред Пауэлл, Эрнест Джимсон, Эрнест и Сидни Барнсли, Рэндалл Уэллс, Герберт Норт и Уильям Уэйр. Из них лишь деятельность Джимсона, Норта и братьев Барнсли привлекала прежде внимание исследователей.

Работать в том же духе на протяжении всей своей карьеры Блоу вряд ли мог, и в 1906 году он организовал партнерство с французом Фернаном Бильре. Автор книги Майкл Друри опровергает мнение о том, что это было сделано ради социальных выгод, подчеркивая, что Бильре был почитателем Рескина.

Печальным финалом карьеры Блоу стала должность секретаря и управляющего второго герцога Вестминстерского, занятая им в 1916 году. Туманные условия контракта привели к тому, что в 1933-м он был уволен, а позднее Джордж Ридли в мемуарах о своем патроне несправедливо обвинил Блоу в «систематическом расхищении денег».

В книге много выдержек из писем Филипа Уэбба — очень жаль, что их новая публикация, осуществленная Джоном Эплином, появилась лишь недавно, и Друри не мог учесть ее в работе. Тем не менее книга легко читается, и ее новое издание очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+