18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рембрандта, Вермеера и Леонардо да Винчи покажут в Пушкинском музее

Сокуратор выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ Вадим Садков рассказал, какие экспонаты из собрания миллиардера из США отобрали для показа в Москве и как совместили голландскую живопись с Леонардо да Винчи

В конце марта в Государственном музее изобразительных искусств  им. А.С.Пушкина представят крупнейшее в мире частное собрание голландской живописи XVII века — коллекцию предпринимателя Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, которая путешествует по главным мировым музеям. Вслед за Национальным музеем Китая и Лувром ее покажут в России, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственном Эрмитаже, а затем турне продолжится в Абу-Даби.


Справка

БИОГРАФИЯ

Вадим Садков — заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина. Доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Еще…

Почему Пушкинский музей покажет именно Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция отличается от многих частных собраний, в которых есть некий джентльменский набор имен в зависимости от коллекционерской фортуны и финансовых возможностей собирателя. Томас Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан собирают искусство вдумчиво, по-музейному: не просто голландское искусство XVII века, а Рембрандта и живописцев из города Лейдена, где родился художник. В коллекции есть примеры и других периодов и школ, но главным остается именно круг художников, так или иначе связанных с молодым Рембрандтом, в том числе его амстердамский учитель Питер Ластман и утрехтские караваджисты. Томас Каплан сумел собрать практически все произведения Рембрандта, которые продавались примерно после 2004 года, — а работы великого голландца не так уж часто появляются на рынке. Большое внимание в коллекции уделено современнику и другу Рембрандта Яну Ливенсу, в частности его раннему лейденскому периоду, когда художники делили мастерскую и работали бок о бок — их взаимовлияние очень интересует коллекционера. Есть в коллекции и жемчужины, не имеющие прямого отношения ни к Рембрандту, ни к Лейденской школе. Например, два портрета харлемского художника Франса Халса и редчайшая для частных собраний картина Яна Вермеера Делфтского — их мы тоже покажем на выставке.

Сколько всего произведений будет на выставке и какие из них самые примечательные?

Выставка включает 80 картин и 2 рисунка. Графика не главный предмет коллекционерского интереса четы Капланов, но кое-что они тоже приобретают. Например, рисунок Рембрандта «Лежащий лев» конца 1630-х — начала 1640-х годов, одна из зарисовок с натуры в зверинце. Эту работу купили не только из большой любви к Рембрандту. Томас Каплан — учредитель благотворительной организации Panthera, защищающей больших диких кошек, так что здесь сошлись разные сферы его интересов. На выставке будет и еще один рисунок — крошечный «Этюд головы медведя» (1490) Леонардо да Винчи, художника совсем другой эпохи и страны. Этот набросок он потом использовал для создания удлиненной мордочки зверька в картине «Дама с горностаем» (1489–1490). Обе работы приедут из Нью-Йорка, и у нас будет специальная витрина: два гения рисуют животных. 

Но важнее всего, конечно, живопись. На выставке будут три ранние картины Рембрандта, созданные им в возрасте около 18 лет. Эти маленькие дощечки из серии «Пять чувств» — по-своему сенсационная находка ученых, сделанная на протяжении последнего десятилетия. Одно из произведений серии находится в Лейдене, в музее «Де Лакенхал», остальные три сумел купить Каплан. Сначала он приобрел подряд «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания») и «Трех музыкантов» («Аллегория слуха»), а третья покупка — «Пациента, упавшего в обморок» («Аллегория обоняния») — стала сенсацией. На одном маленьком аукционе — даже не в Нью-Йорке, а в Нью-Джерси — за $800 была выставлена картина, атрибутированная неизвестному художнику континентальной школы XIX века. Антиквары, знающие в этом деле толк, поняли, чья это работа, поскольку уже были известны три картины. За нее бились, и в итоге она была продана за $870 тыс., превысив эстимейт больше чем в тысячу раз, а Томас Каплан стал ее следующим владельцем. Живопись скрывалась под слоем потемневшего лака, ее отреставрировали, и нашлась монограмма. Так что теперь это загадка и стимул для поиска у кого-нибудь под кроватью последней картины из серии.

Будут на выставке и автопортрет Яна Ливенса (1629–1630), и его же очень изысканная работа «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631). Важно упомянуть ученика Рембрандта Карела Фабрициуса, прожившего, к сожалению, не очень долгую жизнь: он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте. Сохранилось всего 16 его картин достоверной подлинности. Одна из них приедет в Москву. Это «Агарь и ангел» (1645), которая происходит из коллекции Шенборнов — владельцы расстались с ней при условии, что за нее будет заплачено как за Рембрандта.

Сложно ли было получить произведения Лейденской коллекции на выставку?

Получить работы было несложно, поскольку директор нашего музея Марина Девовна Лошак смогла договориться с коллекционером еще в прошлом году, когда открылась выставка в Лувре. Сам Томас Каплан позиционирует свою коллекцию как открытую. В статье о своем собрании «Портрет маслом» он подробно описывает отношения с дилерами, экспертами и другими деятелями арт-мира. Он рассказывает, что с самого начала и до того, как его коллекция поехала в турне, многие из этих картин висели у него в офисе в Нью-Йорке, где он принимал важных партнеров. Так вот, Каплан решил, что эти полотна должны быть доступны, и очень многие передал на время в постоянные экспозиции американских и европейских музеев, поэтому в нынешней выставке они не участвуют. В частности, на выставке в Лувре была картина Фердинанда Бола, она находилась в музее уже несколько лет в постоянной экспозиции. Томас Каплан приобрел ее в начале 2010-х на аукционе во Франции и потом узнал, что на нее претендовал Лувр. Коллекционер предоставил картину музею сперва на время, а потом и вовсе подарил — после выставки она там и осталась. Приняв решение, что картины не вернутся в офис, Каплан сделал копии рам, которые сейчас висят на месте произведений. В рамы проецируются репродукции, а возможность смотреть на оригиналы теперь принадлежит широкому зрителю.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+