18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Арт-рынок скоро достигнет порога в $1 млрд для одного произведения искусства

Так предсказывает в своем годовом отчете портал ArtPrice, основываясь на успешных показателях 2017 года. Первые крупные торги 2018 года поддерживают эти оптимистичные настроения

Портал ArtPrice, один из крупнейших в мире, занимающихся сбором аукционных цен и их анализом, опубликовал свой отчет по итогам 2017 года. Этот год был важным для самой компании, которая отметила 20 лет со дня основания. Понятно, что за два десятилетия рынок искусства изменился принципиальным образом. Аукционный оборот вырос с $2,7 млрд до $14,9 млрд, стоимость самого дорогого произведения искусства — с $71,5 млн до $450,3 млн. При этом количество художников, представленных на мировых торгах, увеличилось немногим более чем в два раза, как и количество проданных лотов. Число аукционных домов и аукционов выросло не более чем на треть. Все эти цифры говорят о том, что дорожает каждое конкретное произведение. И будет дорожать и дальше — «скоро», по предсказаниям ArtPrice, цена на отдельное произведение искусства может достигнуть $1 млрд.

Индекс Artprice Global Price Index в 2017 году (впрочем, как и в 2015 и 2016 годах) колебался около значения в 150 пунктов, что означает, что $100, вложенные в усредненное произведение искусства в январе 1998 года, принесли бы при перепродаже $150 (на пиках в 2008 и 2012 годах индекс составлял около 220). Тем не менее, по мнению экспертов портала, результаты 2017 года ознаменовали вступление арт-рынка в новую фазу: после двух подряд лет сокращения показателей (минус 10% в 2015 году и минус 23% в 2016 году) оборот всемирного художественного аукционного рынка увеличился на 20%.

Продажи искусства снова на подъеме, причем восстановились как западный, так и китайский рынки, и на обоих достигнуты рекордные цены. Два полюса рынка — Китай и США оказались в равновесии, с аукционным оборотом по $5 млрд. Однако работают эти рынки по-разному: в Китае из огромного количества предложенных лотов продано только 32%, в США же на аукционах в среднем продается не менее 75% (средний уход на западных торгах — 66%). В декабре 2017 года стоимость работы китайского художника впервые превысила $100 млн: цикл из 12 пейзажей Ци Байши (1864–1957) ушел на торгах пекинского Poly Auction за $140 млн (прежний рекорд в $66 млн принадлежал тому же мастеру). А в Нью-Йорке на Christie’s почти за полмиллиарда продан «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (интересно, что одна эта продажа дала 3% глобального аукционного оборота). Эти две работы возглавляют топ крупнейших продаж прошлого года. Огромный скачок сделала Франция, прибавив 35% оборота (до $783,7 млн); в Париже проданы три произведения стоимостью дороже $10 млн (лидирует «Большая женщина II» Альберто Джакометти за $30 млн).

Британия в 2017 году не сделала новых рекордов, хотя аукционный оборот был внушительным ($2,5 млн). Однако уже февральские торги 2018 года исправили положение: на аукционах импрессионистов, модернистов и сюрреалистов и Christie’s и Sotheby’s получили рекордные результаты.

Sotheby’s собрал на них $216,6 млн, самым дорогим стал портрет Мари-Терез Вальтер, или «Женщина в берете и клетчатом платье», кисти Пабло Пикассо, проданный за $69,2 млн. Был установлен рекорд цены для работ итальянского футуриста Умберто Боччони: его «Голова + свет + среда» 1912 года ушла за $13,6 млн. Интересно, что вечерние, самые дорогие и статусные, торги вела женщина — аукционистка и глава международного отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Хелена Ньюман.

Christie’s за аналогичный блок торгов смог получить еще больше, $250 млн, в числе прочих был установлен рекорд для работ русского авангардиста Антуана Певзнера, абстрактная скульптура которого «Два конуса в одной плоскости» продана за $1,1 млн. Очень успешно прошли все торги, посвященные работам на бумаге, которые добавили рекордов на рисунки, пастели и акварели мастеров ХХ века.

Так что оптимистичные прогнозы ArtPrice уже оправдываются. В целом тренды, на которые опираются аналитики портала, должны быть долговременными, например желание коллекционеров платить больше за современное искусство. Работы таких мастеров, как Питер Дойг (родившийся в 1959 году) и Джефф Кунс (1955), Кристофер Вул (1955) и Ричард Принс (1949), уже к середине их карьеры достигли уровня цен, немыслимых прежде при жизни художника. Все они перенесли испытание кризисом 2008 года и продолжают дорожать.

Еще один важный, а может быть и важнейший, фактор — появление на арт-рынке новых покупателей, частных музеев или их основателей и патронов. Самые высокие цены теперь определяются не капризами миллионеров, а стратегиями, призванными генерировать деньги из потоков посетителей музеев. И если институции требуется ключевой экспонат, она за ценой не постоит (как это и произошло со «Спасителем мира», купленным специально для Лувра — Абу-Даби). Именно поэтому аналитики ArtPrice уверены, что, если на рынке появится нечто подобное творению Леонардо, цена за него может достигнуть и миллиарда.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+