Важное полотно Джексона Поллока «Номер 1, 1949» (1949), созданное в технике «дриппинга», то есть разбрызгивания, и почти 30 лет находящееся в коллекции Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (МоСА), отправилось на открытую для публики очистку. Реставрация холста шириной 2,7 м будет идти в одном из залов на Гранд-авеню с 4 марта по 3 сентября. Предполагается, что в ходе реставрационных сессий специалист из Института реставрации Гетти также будет отвечать на вопросы посетителей.
Глава научного отдела института Том Лернер оценивает состояние картины как «неплохое для ее размеров» и поясняет, что вмешательство реставраторов требуется прежде всего из-за загрязнений на поверхности. «Представляете, какое воздействие оказывает на живопись окружающая среда, особенно в такие дни, как сейчас, со всей этой гарью! — говорит он, имея в виду недавние пожары в округе Лос-Анджелес. — Полотно выглядит блеклым, ему необходима определенная обработка».
Партнерство с институтом позволит музею, у которого нет собственного реставратора в штате, «лучше понимать подобные произведения» и на конкретном примере продемонстрировать посетителям мастерство реставрации, считает директор МоСА Филипп Вернь.
Институт реставрации Гетти, со своей стороны, искал «пробный образец» для испытания некоторых схем очистки, разработанных им специально для живописи модернизма, которой часто не подходят растворители, использующиеся при работе с более традиционной масляной живописью. Еще одна задача — в точности определить, какие именно краски Поллок разбрызгал и накапал именно на этом полотне. Согласно рабочей гипотезе, он использовал бытовую алкидную краску или краску на основе синтетической смолы.
Предварительная проба на небольшом участке холста уже дала хорошие результаты. «С беловатой, почти кремовой эмалевой краски удалось снять значительное количество грязи», — делится новостями Лернер.
Ожидают ли реставраторы, что придется столкнуться с какими-либо трудностями? Да, на холсте встречаются «неровности», которые необходимо будет правильно оценить и деликатно обработать, а также отдельные выцветшие зоны. «Иногда такие участки удается выровнять, а иногда нет», — добавляет Том Лернер.
Однако самой трудной, по его словам, может оказаться задача сделать неспешное искусство реставрации достаточно захватывающим, чтобы удерживать интерес публики. «Для всех нас это эксперимент, — поясняет он. — Наблюдать за ходом реставрации — не всегда увлекательное занятие. Нам нужно понять, как сделать его максимально зрелищным».