18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Третьяковке вспоминают художника-интеллигента Анатолия Никича

№61
Материал из газеты

Скорее представление, чем ретроспектива одной из самых ярких фигур «сурового стиля»

Единственная выставка Анатолия Никича (1918–1994) состоялась почти полвека назад — в 1969 году в Третьяковской галерее, и потому новая станет скорее представлением художника, чем ретроспективой в традиционном ее формате. Ученик соцреалиста Бориса Иогансона и бубнововалетовца Александра Осмеркина, Никич был одной из самых ярких фигур «сурового стиля», но далеко не самой типичной. Его самая знаменитая картина «Военные корреспонденты» (1965) посвящена не БАМу или строительству ГЭС, а Великой Отечественной вой­не. Она отчасти автобиографична: художник был фронтовиком, награжденным медалью «За взятие Берлина». Впрочем, все признаки «сурового стиля» в ней присутствуют: и лаконизм живописи, и специфически плоское построение пространства. Но только особое чувство цвета, способность сочетать самые изысканные, а вовсе не суровые оттенки выделяли его из ряда других шестидесятников.

Анатолий Никич любил и спортивные сюжеты, но и тут его, кажется, интересовали не столько рекорды, сколько возможность написать, как яркие цвета свитеров «Лыжников» смотрятся на фоне жемчужно-серебристого снега. И совсем нетипичным для художника «сурового стиля» был любимый жанр Никича — натюрморт, в котором угадывалось влияние его преподавателя, сезанниста Осмеркина. Именно в натюрморте Никич находил возможность поделиться чем-то личным, далеким от общественно-полезных интонаций «сурового стиля». В натюрмортах появлялась обстановка его мастерской с подрамниками, палитрой и драпировками, репродукциями любимых картин, иконами, афишей Фаворского, что многое говорит о самом художнике и его предпочтениях. 

Натюрморт позволял Никичу отмежеваться от актуальных тем и, идя дорогой эскапизма, сосредоточиться на экспериментах с цветом и формой. Большая часть выставки будет посвящена личности художника. В разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» можно будет увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио­документы, рассказывающие о ярких моментах биографии Никича, атмосфере времени, на которое пришлось творчество художника.  

Государственная Третьяковская галерея
Анатолий Никич
14 марта – 3 мая

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+