18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Третьяковке вспоминают художника-интеллигента Анатолия Никича

№61
Материал из газеты

Скорее представление, чем ретроспектива одной из самых ярких фигур «сурового стиля»

Единственная выставка Анатолия Никича (1918–1994) состоялась почти полвека назад — в 1969 году в Третьяковской галерее, и потому новая станет скорее представлением художника, чем ретроспективой в традиционном ее формате. Ученик соцреалиста Бориса Иогансона и бубнововалетовца Александра Осмеркина, Никич был одной из самых ярких фигур «сурового стиля», но далеко не самой типичной. Его самая знаменитая картина «Военные корреспонденты» (1965) посвящена не БАМу или строительству ГЭС, а Великой Отечественной вой­не. Она отчасти автобиографична: художник был фронтовиком, награжденным медалью «За взятие Берлина». Впрочем, все признаки «сурового стиля» в ней присутствуют: и лаконизм живописи, и специфически плоское построение пространства. Но только особое чувство цвета, способность сочетать самые изысканные, а вовсе не суровые оттенки выделяли его из ряда других шестидесятников.

Анатолий Никич любил и спортивные сюжеты, но и тут его, кажется, интересовали не столько рекорды, сколько возможность написать, как яркие цвета свитеров «Лыжников» смотрятся на фоне жемчужно-серебристого снега. И совсем нетипичным для художника «сурового стиля» был любимый жанр Никича — натюрморт, в котором угадывалось влияние его преподавателя, сезанниста Осмеркина. Именно в натюрморте Никич находил возможность поделиться чем-то личным, далеким от общественно-полезных интонаций «сурового стиля». В натюрмортах появлялась обстановка его мастерской с подрамниками, палитрой и драпировками, репродукциями любимых картин, иконами, афишей Фаворского, что многое говорит о самом художнике и его предпочтениях. 

Натюрморт позволял Никичу отмежеваться от актуальных тем и, идя дорогой эскапизма, сосредоточиться на экспериментах с цветом и формой. Большая часть выставки будет посвящена личности художника. В разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» можно будет увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио­документы, рассказывающие о ярких моментах биографии Никича, атмосфере времени, на которое пришлось творчество художника.  

Государственная Третьяковская галерея
Анатолий Никич
14 марта – 3 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+