18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Италии вновь ищут «мафиозного Караваджо»

Показания раскаявшегося мафиози вывели на след картины Караваджо, давно считавшейся утраченной. Через 48 лет после ее кражи будет начато международное расследование. Публикуем материал нового французского издания в сети TAN — The Art Newspaper Daily

В ночь с 17 на 18 октября 1969 года картина Караваджо «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» (1600, 3х2 м) была похищена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо. С тех пор она стала одним из самых разыскиваемых произведений искусства в мире и героиней многочисленных исследований, фильмов и книг. Итальянский писатель Леонардо Шаша посвятил ей книгу «Одна простая история» (1989). Британский журналист Питер Уотсон, автор «Заговора Караваджо» (1984), утверждал, что уже договорился о встрече с неким торговцем, чтобы посмотреть на полотно, но этим планам помешало разрушительное землетрясение на юге Италии. Литераторы и бывшие мафиози — все хотели поделиться своей версией произошедшего с «Рождеством со святым Лаврентием и святым Франциском». Кто-то считал, что это произведение Караваджо съели крысы в сарае, а кто-то — что его разрезали на мелкие кусочки.

Последняя надежда однажды найти Караваджо уже была потеряна 5 ноября 1996 года, когда мафиози Франческо Марино Маннойя по прозвищу Моцарелла заявил, что самолично участвовал в краже картины, сильно повредил ее, когда вынимал из рамы в церкви, а затем и вовсе уничтожил. Маннойя в юности состоял в сицилийском преступном клане Санта-Мария ди Джезу, а затем, уже попав в тюрьму, стал одним из самых полезных пентито — полицейских информаторов. Однако совсем недавно, спустя почти 50 лет после кражи, Маннойя, по-прежнему сидя за решеткой, отказался от своих слов и заявил, что все выдумал.

Вслед за этим в истории произошел еще один, не менее важный, поворот. Другой раскаявшийся мафиози коза ностра, тоже член клана Санта-Мария ди Джезу, некий Гаэтано Градо, которому сегодня чуть более 70 лет, дал показания итальянской парламентской комиссии по борьбе с организованной преступностью. Его слова воспринимаются всерьез и заслуживают доверия: с тех пор как Градо согласился сотрудничать с правосудием, он сообщил немало подробностей, оказавшихся точными, например об инвестициях мафии в компании Сильвио Берлускони.

По заявлению Градо, когда 20 октября 1969 года об исчезновении картины сообщили в прессе, коза ностра поручила ему заняться этим делом. Менее чем за неделю он нашел четверых грабителей (ранее все источники говорили о двух) — сицилийских головорезов, которые сейчас уже идентифицированы, и у них взяты показания. Картина была доставлена сначала Стефано Бонтаде, а затем Гаэтано Бадаламенти — членам так называемого триумвирата сицилийской мафии. В октябре 1969 года коза ностра приступила к поискам покупателя и обсуждению возможной цены; посредник и покупатель нашлись в Швейцарии.

Градо в деталях описал встречу со швейцарским покупателем, лицо которого опознал на фотографии, — личность этого человека установлена, но он давно умер. Таким образом, полотно Караваджо было продано через полгода после кражи, оно покинуло Сицилию и было переправлено в Швейцарию по обычным каналам, которыми пользовалась мафия.

То, что сейчас участники давних событий вновь заговорили о картине, — во многом заслуга комиссии по борьбе с организованной преступностью, которая в ближайшее время намерена обнародовать отчет о своей деятельности (недавние парламентские выборы в Италии к этому обязывают). Правда, в 700-страничном документе шедевру Караваджо будет посвящено всего 3–4 страницы и вышеизложенные подробности туда не войдут.

На протяжении последних недель эти новости бурно обсуждают в Риме — городе, где, согласно недавно поднятым архивам, Караваджо и написал в 1600 году палермское «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». Газета La Repubblica сообщила, что картина была вывезена за границу, но развила старую гипотезу о том, что холст разрезали на семь или восемь частей (семь фигур и голову быка?). Это предположение не ново. По мнению многих, преступникам выгоднее было продать семь-восемь маленьких Караваджо, чем одно монументальное полотно. Все возможно, ведь Градо не знает, как сложилась судьба произведения после завершения переговоров о его продаже весной 1970 года. Недавние признания свидетеля проливают свет лишь на первые шесть месяцев истории, растянувшейся на 48 лет. В любом случае международное расследование, которое начнется в ближайшее время, будет долгим и трудоемким.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+