18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дача купца Головкина в Самаре станет музеем

№61
Материал из газеты

В памятнике модерна может разместиться музей усадебной культуры. За уточнение концепции взялась специально созданная рабочая группа, результат должен появиться уже нынешней весной

Дачу купца Константина Головкина, более известную как Дача со слонами, превратят в музей. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров поручил региональному министерству культуры доработать к весне концепцию будущего музея.

С предложением музеефицировать дачу Головкина в середине января выступила инициативная группа во главе с директором Музея модерна Михаилом Савченко. Детальной разработкой концепции сейчас занимается рабочая группа, созданная при Музее модерна. Входящие в нее историки, реставраторы, архитекторы изучают архивы, в частности чертежи и документы Головкина, чтобы понять, какая экспозиция здесь может разместиться.

По мнению министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, здание должно быть многофункциональным. «В Самарском областном художественном музее хранится большая коллекция предметов искусства Константина Головкина. Однако не нужно забывать и о том, что он сам был художником. В доме можно организовать музейно-выставочную площадку, а также пространство для образовательной деятельности в сфере культуры», — заявил TANR чиновник. «Дача Головкина часто упоминается в альбомах, посвященных усадебной культуре начала ХХ века, и было бы логично разместить в этом доме экспозицию о загородной жизни в дореволюционной России и об архитектуре модерна. Кроме того, большой интерес представляет личность самого Головкина, человека уникального не только для Самары, но и для всей России. Архитектор, художник, фотограф, археолог, автолюбитель — рассказ о его жизни может составить отдельный выставочный блок», — считает Михаил Савченко.

В Министерстве культуры Самарской области TANR рассказали, что в дальнейшем речь может идти о продлении территории дачи до Волги и обустройстве здесь пристани, чтобы музей был доступен для туристов с воды. Дача Головкина находится в спальном районе города, где почти нет культурных объектов, поэтому новый музей может стать точкой притяжения и для местных жителей. Кроме того, в доме может действовать арт-резиденция, где будут жить и работать художники, поэты, режиссеры. 

Как только концепция будущего музея будет утверждена губернатором, региональные власти начнут реставрацию дома. При строительстве здание было рассчитано на эксплуатацию в теплый период, а в советское время стало использоваться круглый год, сюда проведено центральное отопление. В результате просел фундамент, на стенах появились трещины.

В последний раз ремонтные работы здесь проводились в конце 1980-х годов. Тем не менее, по оценке экспертов, техническое состояние дачи купца Головкина не самое плохое: глобальных разрушений и повреждений конструкций пока нет.

Куда большие опасения у градозащитников вызывает внутреннее состояние памятника. «К сожалению, в доме не сохранились подлинные интерьеры: в советское время его заметно перестроили. Например, большой зал на первом этаже после революции был переделан в актовый зал дома культуры, а при Головкине там находилась детская с лестницей на второй этаж. Кроме того, были переделаны фасады, застеклена терраса, а центральная часть выдвинута вперед. Все это предстоит восстановить в прежнем виде», — говорит Михаил Савченко. Схему, сроки и объем финансирования проекта в областном минкульте не называют.

Идея создания музея на базе дачи купца Головкина обсуждается не впервые. В марте 2015 года искусствовед Егор Ларичев и архитектор Виталий Стадников предложили открыть в доме самарский филиал Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева — первый в России музей дачной культуры и архитектуры. Однако проект так и не был реализован.

Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 годах. Свое неофициальное название она получила благодаря двум фигурам слонов, изготовленным из цемента. После революции дачу национализировали, здесь размещался госпиталь, детский сад, а с 1929 года — дом культуры «Водоканала». Сейчас здание, признанное объектом культурного наследия, принадлежит предприятию «Самараводоканал» и никак не используется. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+