18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История суперобложки в XX веке

№61
Материал из газеты

От голой утилитарности к концептуальной красоте — и обратно

В 1949 году скромный статус супер­обложки заметно повысился, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта выставили 460 ее лучших образцов. Тогда законодатели мод подтвердили: да, теперь это искусство. Впрочем, согласны с этим были не все. Остроумец, денди и грубиян Макс Бирбом сравнил рассматривание цветных обложек с «посещением попугайника в зоологическом саду».

В книге The Illustrated Dust Jacket, 1920–1970 («Иллюстрированная суперобложка 1920–1970‑х годов») Мартин Солсбери пишет, что прежде к суперобложке относились безразлично. В XIX столетии читатели, ставя на полку новый том, выбрасывали его суперобложку (даже почтенная Лондонская библиотека снимала обертки с книг). С наступлением XX века назначение супер­обложки изменилось: превратившись из средства защиты книги в ее рекламу, она в конце концов стала барометром нашей любви к книгам как к предметам материального мира.

В этой познавательной работе, охватывающей пять десятилетий, описывается золотой век иллюстрированной суперобложки, пришедший на смену временам, когда она воспринималась чем-то вроде простой обертки. Причем академическая скрупулезность повествования Солсбери, преподавателя графики в Кембриджской школе искусств Английского университета Рескина, удачно сочетается с пылом энтузиаста.

В книге воспроизведены суперобложки авторства 156 художников, а также даны краткие описания их работ и биографические справки. Наряду с этим здесь вкратце преподнесена история искусства середины XX века с характеристикой ряда направлений: ар-деко, модернизм, неоромантизм, футуризм. На страницах книги фигурируют имена прославленных иллюстраторов Джона Нэша, Джона Пайпера, Дункана Гранта, Ванессы Белл, Эдварда Боудена, которые сов­мещали иллюстрирование обложек с другими коммерческими проектами и работой в области изобразительного искусства. 

Некоторые оформители получили известность благодаря единственной иллюстрации. Например, Ханс Тисдолл прославился знаковой работой к роману Джузеппе ди Лампедуза «Леопард». А Майкл Митчелл, обретший славу как E. Michael Mitchell, близкий друг Джерома Дэвида Сэлинджера, придумал непревзойденную суперобложку к его роману «Над пропастью во ржи» (суперобложки к произведениям Сэлинджера делали и другие художники, но их имена впоследствии канули в безвестность).

Есть и такие замечательные образцы этого искусства, которые ждут своего повторного открытия. Например, замечательным иллюстратором была Хизер Стэндринг, художник-«сдельщик», рисовавшая супер­обложки и к романам, и к кулинарным книгам. Слова Стэндринг, написанные ею в 1960 году, дают понять, что ныне суперобложки стали тоскливо стереотипными: «Качество моих иллюстраций во многом зависит от текста и от времени, которое я уделяю реализации своих замыслов». Книга Солсбери как раз и напоминает нам о том, что свобода художественного выражения все чаще стала размениваться на скорость и выгоду.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+