18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники в киберпространстве, или Кто такие «хактивисты»

№61
Материал из газеты

Куратор Музея Уитни Кристиана Пол рассматривает цифровое искусство с момента его появления в 1980-х до настоящего времени

Экскурс, предпринятый Кристианой Пол, мог оказаться просто хорошо структурированным обзором основных вех digital art. С перечнем художников и понятной методологией, поделившей работы на те, что созданы с помощью технологий, и те, что не существуют «вне цифрового контекста». Для этого у куратора Музея Уитни, профессора Новой школы Нью-Йорка хватает и писательской практики, и кураторского опыта, в том числе составления грамотных и понятных экспликаций к проектам.

Последний навык пригодился ей в книге для описания многочисленных изображений — эти строки, выделенные красным и расположенные вертикально, интересно перечитывать сами по себе. Но у Кристианы Пол получилось и еще одно. Повествуя о первом цифровом видеоарте в исполнении Дэвида Блэра, первом опыте сетевого искусства от Грэма Харвуда, первом проекте технобиоарта и других первопроходцах, автор попутно успевает высказываться об этических вопросах. Оказывается, цифровое искусство чаще всего агрессивно, если не воинственно. Движущей силой его развития, объясняет Пол, является милитаризированная индустрия игр, а они, в свою очередь, создавались как симуляторы для армии, да и начало компьютерным технологиям было положено военно-промышленным комплексом. 

«Вызовы счастливому будущему» — вот как можно было бы озаглавить третий раздел книги, перебирающий «тематики цифрового искусства». Медиахудожники посвящают работы политическим границам и военным конфликтам, как группа «Второй фронт», участники которой взломали виртуальную выставку галереи Ars Virtua «Граница США и Мексики», чтобы установить там аватар пограничника с танками и вертолетами. Высказываются в защиту частного пространства и безопасности пользователей, как Алекс Гэллоуэй или команда «Института прикладной автономии», которые используют взломанные программы прослушивания ФБР и системы обхода камер наблюдения.

По замечанию автора книги, «терминология высокотехнологического искусства, как и его характеристики, подвижна». И команда «Театра электронных возмущений» (EDT), которая еще в 1998 году взламывала сайт Минобороны США, звания художников достойна. Называют же художниками людей вроде Стеларка, вырастившего ухо у себя на руке, или Стива Мэнна, носящего глазной имплант-камеру, или Эдуарда Каца с чипом в ноге! Четвертая промышленная революция, в которой человеческий интеллект будет направлен против искусственного, приближается. Чтобы получше обрисовать размах процесса, издание снабжено перечнем избранных выставок, книг, фестивалей, а главное — имен художников, которых Кристиана Пол нарекла «хактивистами». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+