На скромной металлической табличке, установленной 25 марта на стене дома № 13 по 10-й линии Васильевского острова, где с начала 1920-х годов жила Вера Ермолаева, выбита скупая информация: родилась в 1893 году, арестована 25 декабря 1934-го, расстреляна 26 сентября 1937-го в Карлаге. Именно в этом доме, в большой квартире на первом этаже (Вера Ермолаева была инвалидом детства, всю жизнь передвигалась на костылях), до ареста хозяйки регулярно собирались авангардные художники Ленинграда: Владимир Стерлигов, Николай Суетин, Лев Юдин, Анна Лепорская, Мария Казанская, Нина Коган, Вера Зелькович, Константин Рождественский и многие другие. Все они входили в «Группу живописно-пластического реализма». Дома у Веры Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников, «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями.
Вера Ермолаева родилась в поместье своего отца в Саратовской губернии. После продажи поместья семья в начале XX века перебралась в Петербург. Здесь будущая художница в 1911 году поступила в студию М.Д.Бронштейна, где увлеклась кубизмом и футуризмом. В 1915–16 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». Заинтересовавшись историей, в 1917 году Вера Ермолаева окончила Археологический институт, но не оставляла художественных занятий, принимая участие в объединениях «Свобода искусству» и «Искусство и революция».
С приходом советской власти Вера Михайловна пробовала себя в качестве художника театра, создавая эскизы к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем». В 1919 году Наркомпрос направил ее в Витебское народное художественное училище, позже преобразованное в художественно-практический институт, первым ректором которого был Марк Шагал. После его ухода Ермолаева возглавила институт. Еще до этого при ее содействии преподавателем училища стал Казимир Малевич. Сама Вера Михайловна под влиянием Малевича увлеклась беспредметным искусством; вместе с ним и его учениками была создательницей общества УНОВИС, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию для изучения проблем развития искусства и художественной формы.
В начале 1920-х Ермолаева вернулась в Петроград, где возглавила лабораторию цвета в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Параллельно много работала в качестве иллюстратора — это занятие оставалось для нее единственным источником заработка после разгона ГИНХУКа. В декабре 1934 года в связи с убийством Кирова поднялась волна арестов, в числе прочих репрессиям подверглись и многие участники «Группы художественно-пластического реализма». За Верой Ермолаевой пришли 25 декабря.
Как рассказала корреспонденту TANR Антонина Заинчковская, кандидат искусствоведения, автор книг о Вере Ермолаевой, та попала в «Кировский поток» как социально-опасный элемент, была осуждена на три года и выслана в Казахстан. Там, уже повторно, в 1937 году, за три месяца до завершения срока, была осуждена «тройкой» НКВД по Карагандинской области и расстреляна. Похоронена на одном из лагерных кладбищ возле поселка Долинка под Карагандой. Вместе с Верой Михайловной в том же лагере, но в другом его отделении, отбывал срок ее соратник Владимир Стерлигов. Всего по делу «Группы художественно-пластического реализма» проходили около 20 человек.
Инициаторами установки памятного знака Вере Ермолаевой стали сотрудники отдела рисунка Государственного Русского музея, где хранится самая большая коллекция ее произведений. «Хотим установить знак от имени всех петербургских художников», — написала в заявке искусствовед Екатерина Евсеева. «Она всю жизнь была вне политики, жила только искусством, это художник высочайшего уровня культуры и яркого таланта, — сказала TANR Наталья Козырева, завотделом рисунка ГРМ. — В нашем собрании хранятся самые, на мой взгляд, интересные ее работы. Почти два десятка листов есть в ГМИИ, часть рисунков и картин Ермолаевой — по частным коллекциям».
Как раз сейчас, 28 марта, в Париже, в Центре Помпиду, открывается выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918–1922)». Здесь будут представлены и семь работ Веры Ермолаевой витебского периода.