18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

От всех художников города

В Петербурге установлен памятный знак «Последний адрес» на доме, где жила известный художник Вера Ермолаева

На скромной металлической табличке, установленной 25 марта на стене дома № 13 по 10-й линии Васильевского острова, где с начала 1920-х годов жила Вера Ермолаева, выбита скупая информация: родилась в 1893 году, арестована 25 декабря 1934-го, расстреляна 26 сентября 1937-го в Карлаге. Именно в этом доме, в большой квартире на первом этаже (Вера Ермолаева была инвалидом детства, всю жизнь передвигалась на костылях), до ареста хозяйки регулярно собирались авангардные художники Ленинграда: Владимир Стерлигов, Николай Суетин, Лев Юдин, Анна Лепорская, Мария Казанская, Нина Коган, Вера Зелькович, Константин Рождественский и многие другие. Все они входили в «Группу живописно-пластического реализма». Дома у Веры Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников, «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями.

Вера Ермолаева родилась в поместье своего отца в Саратовской губернии. После продажи поместья семья в начале XX века перебралась в Петербург. Здесь будущая художница в 1911 году поступила в студию М.Д.Бронштейна, где увлеклась кубизмом и футуризмом. В 1915–16 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». Заинтересовавшись историей, в 1917 году Вера Ермолаева окончила Археологический институт, но не оставляла художественных занятий, принимая участие в объединениях «Свобода искусству» и «Искусство и революция».

С приходом советской власти Вера Михайловна пробовала себя в качестве художника театра, создавая эскизы к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем». В 1919 году Наркомпрос направил ее в Витебское народное художественное училище, позже преобразованное в художественно-практический институт, первым ректором которого был Марк Шагал. После его ухода Ермолаева возглавила институт. Еще до этого при ее содействии преподавателем училища стал Казимир Малевич. Сама Вера Михайловна под влиянием Малевича увлеклась беспредметным искусством; вместе с ним и его учениками была создательницей общества УНОВИС, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию для изучения проблем развития искусства и художественной формы.

В начале 1920-х Ермолаева вернулась в Петроград, где возглавила лабораторию цвета в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Параллельно много работала в качестве иллюстратора — это занятие оставалось для нее единственным источником заработка после разгона ГИНХУКа. В декабре 1934 года в связи с убийством Кирова поднялась волна арестов, в числе прочих репрессиям подверглись и многие участники «Группы художественно-пластического реализма». За Верой Ермолаевой пришли 25 декабря.

Как рассказала корреспонденту TANR Антонина Заинчковская, кандидат искусствоведения, автор книг о Вере Ермолаевой, та попала в «Кировский поток» как социально-опасный элемент, была осуждена на три года и выслана в Казахстан. Там, уже повторно, в 1937 году, за три месяца до завершения срока, была осуждена «тройкой» НКВД по Карагандинской области и расстреляна. Похоронена на одном из лагерных кладбищ возле поселка Долинка под Карагандой. Вместе с Верой Михайловной в том же лагере, но в другом его отделении, отбывал срок ее соратник Владимир Стерлигов. Всего по делу «Группы художественно-пластического реализма» проходили около 20 человек.

Инициаторами установки памятного знака Вере Ермолаевой стали сотрудники отдела рисунка Государственного Русского музея, где хранится самая большая коллекция ее произведений. «Хотим установить знак от имени всех петербургских художников», — написала в заявке искусствовед Екатерина Евсеева. «Она всю жизнь была вне политики, жила только искусством, это художник высочайшего уровня культуры и яркого таланта, — сказала TANR Наталья Козырева, завотделом рисунка ГРМ. — В нашем собрании хранятся самые, на мой взгляд, интересные ее работы. Почти два десятка листов есть в ГМИИ, часть рисунков и картин Ермолаевой — по частным коллекциям».

Как раз сейчас, 28 марта, в Париже, в Центре Помпиду, открывается выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918–1922)». Здесь будут представлены и семь работ Веры Ермолаевой витебского периода.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+