18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От всех художников города

В Петербурге установлен памятный знак «Последний адрес» на доме, где жила известный художник Вера Ермолаева

На скромной металлической табличке, установленной 25 марта на стене дома № 13 по 10-й линии Васильевского острова, где с начала 1920-х годов жила Вера Ермолаева, выбита скупая информация: родилась в 1893 году, арестована 25 декабря 1934-го, расстреляна 26 сентября 1937-го в Карлаге. Именно в этом доме, в большой квартире на первом этаже (Вера Ермолаева была инвалидом детства, всю жизнь передвигалась на костылях), до ареста хозяйки регулярно собирались авангардные художники Ленинграда: Владимир Стерлигов, Николай Суетин, Лев Юдин, Анна Лепорская, Мария Казанская, Нина Коган, Вера Зелькович, Константин Рождественский и многие другие. Все они входили в «Группу живописно-пластического реализма». Дома у Веры Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников, «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями.

Вера Ермолаева родилась в поместье своего отца в Саратовской губернии. После продажи поместья семья в начале XX века перебралась в Петербург. Здесь будущая художница в 1911 году поступила в студию М.Д.Бронштейна, где увлеклась кубизмом и футуризмом. В 1915–16 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». Заинтересовавшись историей, в 1917 году Вера Ермолаева окончила Археологический институт, но не оставляла художественных занятий, принимая участие в объединениях «Свобода искусству» и «Искусство и революция».

С приходом советской власти Вера Михайловна пробовала себя в качестве художника театра, создавая эскизы к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем». В 1919 году Наркомпрос направил ее в Витебское народное художественное училище, позже преобразованное в художественно-практический институт, первым ректором которого был Марк Шагал. После его ухода Ермолаева возглавила институт. Еще до этого при ее содействии преподавателем училища стал Казимир Малевич. Сама Вера Михайловна под влиянием Малевича увлеклась беспредметным искусством; вместе с ним и его учениками была создательницей общества УНОВИС, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию для изучения проблем развития искусства и художественной формы.

В начале 1920-х Ермолаева вернулась в Петроград, где возглавила лабораторию цвета в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Параллельно много работала в качестве иллюстратора — это занятие оставалось для нее единственным источником заработка после разгона ГИНХУКа. В декабре 1934 года в связи с убийством Кирова поднялась волна арестов, в числе прочих репрессиям подверглись и многие участники «Группы художественно-пластического реализма». За Верой Ермолаевой пришли 25 декабря.

Как рассказала корреспонденту TANR Антонина Заинчковская, кандидат искусствоведения, автор книг о Вере Ермолаевой, та попала в «Кировский поток» как социально-опасный элемент, была осуждена на три года и выслана в Казахстан. Там, уже повторно, в 1937 году, за три месяца до завершения срока, была осуждена «тройкой» НКВД по Карагандинской области и расстреляна. Похоронена на одном из лагерных кладбищ возле поселка Долинка под Карагандой. Вместе с Верой Михайловной в том же лагере, но в другом его отделении, отбывал срок ее соратник Владимир Стерлигов. Всего по делу «Группы художественно-пластического реализма» проходили около 20 человек.

Инициаторами установки памятного знака Вере Ермолаевой стали сотрудники отдела рисунка Государственного Русского музея, где хранится самая большая коллекция ее произведений. «Хотим установить знак от имени всех петербургских художников», — написала в заявке искусствовед Екатерина Евсеева. «Она всю жизнь была вне политики, жила только искусством, это художник высочайшего уровня культуры и яркого таланта, — сказала TANR Наталья Козырева, завотделом рисунка ГРМ. — В нашем собрании хранятся самые, на мой взгляд, интересные ее работы. Почти два десятка листов есть в ГМИИ, часть рисунков и картин Ермолаевой — по частным коллекциям».

Как раз сейчас, 28 марта, в Париже, в Центре Помпиду, открывается выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918–1922)». Здесь будут представлены и семь работ Веры Ермолаевой витебского периода.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+