Поскольку Музей Ван Гога вновь ввел запрет на фотосъемку, не стоит удивляться тому, что посетители с камерами оказались в замешательстве.
В крупнейших музеях мира отношение к посетителям, фотографирующим работы в экспозиции, сильно отличается. Сегодня публика оказалась в замешательстве из-за разных правил, установленных в музеях, даже в одном и том же городе. Хотя большинство музеев разрешают производить съемку для личного пользования в своих постоянных экспозициях, фотокамеры теперь обвинили в том, что они являются причиной «вспышек гнева» у других посетителей. Считается, что они провоцируют напряженность между теми, кто просто наслаждается искусством, и теми, кто его фотографирует. Так, амстердамский Музей Ван Гога в январе вновь ввел запрет на фотосъемку в личных целях якобы из-за того, что она вызывает раздражение у окружающих. В мае прошлого года съемка впервые была разрешена по многочисленным просьбам тех, кто надеялся сделать фотографии работ Ван Гога. Однако музей в год посещает 1,4 млн человек (88% из них туристы), в результате чего его относительно тесные залы всегда переполнены.
Разрешение на съемку привело к постоянным конфликтам между теми, кто хотел бы иметь свободное пространство для своей камеры, и теми, кто желал просто любоваться картинами.
Многие посетители стремятся непременно сфотографировать своих спутников или самих себя (модные сейчас «селфи», автопортреты, сделанные на телефон).
Некоторые из работ, висящих в постоянной экспозиции музея, предоставлены во временное пользование, и большинство из них нельзя фотографировать. Когда в прошлом году лондонская Национальная галерея на время дала музею Подсолнухи (1888), на этикетке поместили знак «съемка запрещена». Однако посетители или не замечали его, или предпочитали игнорировать, а смотрители не всегда могли помешать им фотографировать. Теперь Музей Ван Гога разрешает съемку только в тех местах, где нет никаких произведений искусства, например в центральном атриуме.
Еще около десяти лет назад фотосъемка в музеях обычно была запрещена, потому что тогдашние камеры, как правило, требовали использования вспышки в закрытом помещении. Широкое производство цифровыхфотоаппаратов (в том числе тех, что встроены в смартфоны), способных давать хорошее изображение при слабом освещении, способствовало нынешней путанице в правилах.
Музеи хотят, чтобы посетители любовались экспонатами и делились бы снимками с друзьями, но такой подход может нарушать музейный порядок, если множество людей начнут щелкать своими мобильными телефонами и планшетами вокруг популярных изведений. Мы изучили правила десяти музеев мира, на которые влияет и количество посетителей (см. врезку). Только три из них запрещают фотосъемку. Остальные семь, где она разрешена в личных целях, не позволяют использовать при съемке вспышку или штатив. Запрещено фотографирование нестойких к свету работ на бумаге и на временных выставках (где многие экспонаты предоставлены в пользование).
Независимо от характера установленных правил надзор за их соблюдением вызывает напряжение у сотрудников музеев и отвлекает их от основной роли — защиты коллекции. В Лондоне, например, многие посетители с трудом понимают, почему нельзя использовать фотокамеры в Национальной галерее, но можно в галереях Тейт Модерн и Тейт Бритен. Или, находясь в постоянной экспозиции той же Тейт, многие не могут прочесть написанный мелким шрифтом запрет фотографировать работы, предоставленные другими организациями на временные выставки.
Кроме того, галерея Тейт в разделе «Коллекция» на своем сайте не воспроизводит многие собственные работы XX и XXI веков из-за «ограничений по авторскому праву». Однако посетители регулярно фотографируют именно эти картины и выкладывают снимки в социальные сети.
Недавно в Фэрфилдском университете в США было проведено исследование психологии посетителя музеев. Психолог Линда Хенкель доказала, что те, кто снимают в музеях, помнят меньше работ и их деталей, чем те, кто только смотрел на них. «Когда вы нажимаете на кнопку затвора, вы посылаете сигнал своему мозгу, говорящий ему: «Я только что поручил это дело внешнему исполнителю, и камера будет помнить это для меня». Фотографии — это трофеи. Вы хотите показать людям, где вы были, вместо того чтобы сказать себе: «Это важно, я хочу это запомнить», — объясняет Хенкель.
Что касается российских музеев, то Государственная Дума планирует внести поправки в статью 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» и разрешить посетителям свободно фотографировать экспонаты в личных целях. Сейчас проводить съемку в отечественных музеях можно только с разрешения дирекции.