18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художников, режиссеров и классиков литературы посадили на поезд

В Фонде культуры «Екатерина» открылась выставка «Прибытие поезда». Архитектурное решение экспозиции отсылает к ее названию: зрителям предлагается буквально войти в железнодорожный вагон и пройтись по составу

В документальном фильме «В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков сравнивает этапы жизни человека с движением поезда. Образ поезда — важная тема для современного отечественного искусства, и музеи не раз к ней обращались. Достаточно вспомнить большую выставку «Россия в пути. 1920–1990», два года назад показанную в Палаццо делле Эспозициони в Риме, а затем и в Институте русского реалистического искусства в Москве, или не менее эффектный прошлогодний проект Третьяковской галереи в московском метро, где циркулировал поезд, каждый вагон которого представлял одно десятилетие в истории русского искусства XX века. 

Выставка в Фонде культуры «Екатерина», совместный проект с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО), также обращается к феномену поезда, но гораздо шире — в мировой культуре и с охватом еще и кинематографа с литературой. 

«Мы показываем его [поезд] максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически», — говорит куратор проекта Виталий Пацюков. Экспозиция, разместившаяся на трех этажах фонда, архитектурно тоже выстроенная как поезд, где зритель передвигается как бы по составу, разделена на три больших тематических блока. В «Историческом поезде» напоминают, с чего все начиналось. С легендарных кадров «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, фильма Жоржа Мельеса «Необыкновенное путешествие» и работ других классиков кинематографа на его заре. В разделе «Миростроительное депо» вновь царствует кинематограф с фрагментами советских фильмов 1930-х годов Дзиги Вертова, Александра Медведкина, Михаила Цехановского и американских вестернов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада Солнечной долины». 

Наконец, в «Место действия — поезд» тема представлена в ее интерпретации театром, литературой и современными художниками разных поколений. 

Это, например, триптих Take a Train (1992) классика нонконформизма Владимира Янкилевского (1992) и фильм «Поезд» Ольги Чернышевой (2003), инсталляция Александра Бродского в виде покачивающегося плацкартного вагона, «обращенного к культурной памяти нашего детства». Литературу здесь представляет роман Льва Толстого «Анна Каренина» в интерпретации Эрика Булатова, Владислава Ефимова, Ильи Кабакова и Льва Мелихова. Завершается же путешествие проектом Сержа Головача The Next Station is Chinatown, где съемки с места машиниста московского метро перемежаются таким же видеорядом из канадского Ванкувера. Неважно, где ты живешь, дорога объединяет всех. 

Фонд культуры «Екатерина»
Прибытие поезда
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+