18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристоф Бюхель вновь вызвал спор о границах современного искусства

№62
Материал из газеты

Швейцарский художник предлагает считать макеты пограничной стены между Мексикой и США арт-объектом и национальным памятником

Швейцарский художник Кристоф Бюхель спровоцировал публичный скандал, начав кампанию по признанию национальным памятником восьми макетов стены на границе между США и Мексикой, поставленных по решению Дональда Трампа. Как известно, во время своей избирательной кампании Трамп многократно обещал построить «большую, красивую, мощную стену» на американо-мексиканской границе и в прошлом году даже заказал восемь макетов, каждый из которых обошелся в сумму от $2,4 млн до $4 млн.

В декабре минувшего года Бюхель основал некоммерческую организацию под названием MAGA (Make Art Great Again — англ. «сделать искусство снова великим»). Аббревиатура соответствует лозунгу предвыборной кампании Трампа «Вернем Америке былое величие». Под эгидой MAGA Бюхель требует сохранить макеты стены, поскольку они представляют собой «значительную культурную ценность, являются историческим объектом ленд-арта». Художник также опубликовал петицию на онлайн-платформе Белого дома We the People. После этого сайт закрыли на реконструкцию, но художник, недолго думая, создал для проекта собственный, где получил более 400 подписей в поддержку своей идеи.

Среди сторонников считать макеты памятником есть известные художники. «Мне нравится проект, и я думаю, это блестящая идея», — написал Маурицио Каттелан в письме в The Art Newspaper, а Пол Пфайффер на своей странице в Twitter восхищается: «Бюхель, жжешь! Как же круто!» Сам Бюхель в интервью New York Times подчеркнул, что проект не задумывался как политическая провокация и «на самом деле MAGA не занимает никакой политической позиции». А адвокат Серхио Муньос Сармьенто, консультирующий MAGA, рассказал в телевизионном шоу Fox & Friends First, что миссия организации — заставить задуматься, «что такое искусство в сегодняшней ситуации» и «какова роль памятника или мемориала». «Эти макеты действительно впечатляют. Они ошеломительны», — сказал Сармьенто, добавив, что одна из проблем, поднятых кампанией, — это то, что «большая часть искусства, создаваемого сегодня в этой стране, уклоняется от любых противоречий».

Шестого февраля, в тот же день, когда Бюхель во второй раз вывесил свою петицию, появилось открытое письмо, собравшее более 500 подписей, в котором музеефикация макетов осуждается как пример «ксенофобии и белого превосходства». «Ничего не имею против того, чтобы обсудить, что считается искусством, если что-то делается намеренно. Обсуждение — фундаментальная функция публичного искусства, и именно обсуждение, а не художник, определяет значение произведения», — считает подписавший письмо скульптор Оскар Туазон. Киноактер и создатель перформансов Шайа Лабаф выступил еще резче: «Я возражаю против циничного использования статуса „национальный памятник“ для сохранения вопиющего символа расизма. Объекты культурно-исторического наследия — это больше чем чисто символическая ценность; как сама граница, это абстракция с очень реальными последствиями и сопутствующими обязанностями для всех нас. Так что я отклоняю это предложение прежде всего как гражданин, а также возражаю против самой идеи пограничной стены». 

Справка

БИОГРАФИЯ
Кристоф Бюхель
Художник, переходящий границы

Кристоф Бюхель, родившийся в 1966 году, известен как художник, создающий большие и принципиально непривлекательные инсталляции в общественных пространствах, где зрителям находиться трудно. Он считается мастером вызывать споры и упреки в нарушении границ между искусством и жизнью. Одна из самых обсуждаемых его работ была показана на 56-й Венецианской биеннале. Для павильона Исландии была арендована старейшая церковь Санта-Мария делла Мизерикордия, которую художник превратил в мечеть. Зрители в ней должны были вести себя по правилам ислама, в том числе снимать обувь при входе. Католическая общественность обвинила Бюхеля в неуважении к святому месту, хотя службы в Санта-Мария делла Мизерикордия давно не ведутся, а общественность художественная — в нарушении выставочных правил. 

Еще…
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+