18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как сохранить русские усадьбы

№62
Материал из газеты

Для спасения усадеб Министерство культуры РФ и общественные организации разрабатывают новые схемы

Эпоху капитализма и частной собственности в нашей стране сопровождают бесконечные дискуссии о сохранении и статусе национализированных после революции усадеб, многие из которых без крепкой хозяйской руки дошли почти до полного исчезновения. (Настроение участников на входе и выходе можно охарактеризовать словами известных песен — от лирических «Как упоительны в России вечера… Балы, красавицы, лакеи, юнкера» до саркастических «Где деньги, Зин?».) На этой волне появляются различные инициативы снизу, как правило в формате государственно-частного партнерства. И отчасти они даже воплощаются, что внушает осторожные надежды на изменение ситуации.

В современной истории есть примеры бережного восстановления исторических зданий за частные средства. Здесь в числе самых ярких примеров мы можем вспомнить усадьбу Муравьевых-Апостолов в Москве, которой занимался потомок бывших владельцев Кристофер Муравьев-Апостол, или же Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге — его реставрацию под Музей Фаберже проводил фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга. Но это не тенденция, а единичные случаи, и особенно актуальным становится вопрос, как сохранить выдающееся по всем параметрам здание, особенно если оно находится за пределами двух столиц.

На встрече с участниками Ассоциации владельцев исторических усадеб министр культуры РФ Владимир Мединский впервые вслух сказал о том, что и так давно было ясно: все усадьбы, кроме музеев, необходимо отдать в частные руки — в аренду или продать. Причина тому — отсутствие у государства какой бы то ни было возможности финансовых вливаний в этот сектор. 

По оценке бывшего замминистра культуры Олега Рыжкова, для того, чтобы привести в порядок более-менее ценные с исторической и культурной точки зрения объекты, требуется порядка 10 трлн руб., а бюджет ведомства на реставрацию — около 7 млрд руб. в год (см. TANR № 57). По данным Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ, ежегодная потребность вложений в российские памятники составляет 400–500 млрд руб., что превышает предусмотренные федеральным бюджетом объемы более чем в десять раз.

В числе новых, но пока не очень востребованных государственных проектов — «Аренда за 1 рубль» Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (аналогичная программа была запущена в Москве несколько лет назад). 

На самом деле эта стоимость может увеличиться в ходе аукциона, на который выставляются объекты культурного наследия. Ее арендатор платит после приведения в надлежащее состояние объекта культурного наследия, и установленная в ходе аукциона сумма не меняется на весь срок действия договора аренды. В списке сейчас 33 здания, как крупные, например гостиница «Мадрид» в Екатеринбурге и военно-морские сооружения в Кронштадте, так и две усадьбы — дома Кашириных и Рябининой в Нижнем Новгороде. 

Недавно образованная Ассоциация владельцев исторических усадеб во главе с Михаилом Лермонтовым, с 1990-х годов имеющим отношение к усадьбе Середниково, намерена организовать общественный фонд «Национальное наследие» по аналогии с National Trust. У старейшей британской благотворительной организации сейчас более 4 млн членов, которые делают взносы на сохранение наследия и получают за это разные преференции, в зависимости от вклада. Большие надежды в Ассоциации владельцев исторических усадеб возлагают на туризм и обещают проложить специальный маршрут, в который войдут дома ее участников. Среди них — деревянный терем, усадьба Асташово в Костромской области и усадьба дворян Качаловых Хвалевское в Вологодской области. А всего в общественной организации состоит 35 участников, число которых в ближайшие пять лет планируется довести до 100 (по нашим данным, именно столько усадеб сейчас находится в России в частных руках). 

Эта инициатива может дополнить успешный ведомственный проект «Русские усадьбы», он запущен в 2013 году и объединяет 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадеб. Особенно популярны маршруты «Ясная Поляна Льва Толстого — Спасское-Лутовиново Ивана Тургенева — Мелихово Антона Чехова» и «Царицыно — Поленово Василия Поленова — усадьба Гончаровых». 

Министр культуры уже согласился стать почетным попечителем общественного фонда «Национальное наследие», а Ассоциация владельцев исторических усадеб пообещала озадачиться поиском арендаторов, владельцев и волонтеров для нескольких тысяч усадеб. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+