18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее истории ГУЛАГа начал работу Центр документации

№62
Материал из газеты

С его помощью посетители смогут начать поиск сведений о судьбе репрессированных родственников

Эта форма музейной работы довольно специфична. Посетители — самостоятельно или при помощи сотрудников центра — могут теперь найти информацию о родственниках, ставших жертвами политических репрессий. Похожей работой в течение 30 лет занимается общество «Мемориал», которое сформировало крупнейшую в стране базу данных о репрессированных «Жертвы политического террора в СССР». Центр документации адресован в первую очередь тем, кто не знает, с чего начать поиск.

«По сути, мы с „Мемориалом“ делаем общее дело, — говорит специалист центра Александр Макеев, — но объем информации настолько гигантский, что только наших сил не хватит — в стране должны действовать десятки подобных центров. Открытие Центра документации, поддержанного Фондом памяти, стало естественным продолжением работы нашего музея, потому что у приходящих сюда часто возникают вопросы, на которые мы не можем ответить. Людям не хватает информации. Но если, например, в „Мемориал“ обращаются те, кто четко знает, какие данные им нужны, то мы нередко имеем дело с непод­готовленной публикой, например со школьниками и студентами. Именно в нашем музее многие из них узнают о ГУЛАГе и вспоминают о своих репрессированных прабабушках и прадедушках. Теперь мы можем перевести этот интерес в практическое русло и помочь людям дополнить или собрать с нуля семейный архив». 

Для поиска информации можно воспользоваться документальной базой, библиотекой и видеоархивом — проектом «Мой ГУЛАГ», который включает свыше сотни записанных интервью с бывшими заключенными. Центральное место в новом пространстве занимает интерактивная карта ГУЛАГА — большой экран с отмеченными на нем лагерями и статистикой о количестве заключенных в них по каждому году. Ключевой зацепкой в поиске пропавших Александр Макеев называет их последний адрес: чаще всего дела репрессированных хранятся по месту ареста.

При музее несколько лет действует социально-волонтерский центр, который помогает людям, пережившим репрессии. «По просьбам наших подопечных мы ищем документы, архивную информацию, иногда пропавших сокамерников. Сначала работаем с базой „Мемориала“ — это наш главный ресурс. Есть еще более „народная“ база „Открытый список“, которая тоже очень помогает. Пользуемся и другими базами данных. Если информации нет в открытых источниках, помогаем составить запрос в архивы», — рассказывает Макеев. Скоро некоторые из этих историй станут частью обновленного выставочного пространства: с мая по октябрь в музее пройдет реэкспозиция. Здесь хотят уйти от толкования истории лагерей как сугубо политического процесса и рассказать о ней через трагедию конкретных людей, целых семей.

Только за первые три недели в центр поступило свыше полусотни письменных обращений из разных городов. Ежедневно сюда приходят четыре-пять человек, которые хотят узнать о репрессированных близких. В планах — разработка методических пособий по созданию поисковых пунктов в регионах. Заниматься их созданием будут организации, входящие в Ассоциацию российских музеев памяти.  

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+