18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

За широко закрытыми дверями

№62
Материал из газеты

Все скелеты из шкафов Версаля в новой коллекции высокого ювелирного искусства французского дома Dior

Соцсети породили погоню за идеальной картинкой — эффектной, глянцевой и как будто максимально приближенной к реальной жизни, что, в свою очередь, привело к увлечению эстетикой барокко — эпохи, возведшей создание иллюзий в абсолют. Семнадцатый век уже не первый год служит одним из главных источников вдохновения для современных дизайнеров: его причудливые изгибы, сложные конструкции, обманки и прочий хитроумный иллюзионизм. Говоря о барокко, в качестве его основной черты обычно вспоминают пышность форм, тогда как главной идеей, ради которой и появились все эти пышные формы, было создание декораций. Эта эпоха мастерски играла пустыми фасадами. Двухмерные иллюзии объемного мира, мыльные пузыри и бесконечные своды правил, регламентирующих длину париков и угол наклона головы в реверансе, — ни один модный блогер так тщательно не выстраивает картинку, как это делали несколько столетий назад. 
Версаль — один из главных памятников барокко, его символ и квинтэссенция. Версалю Виктуар де Кастеллан, арт-директор Dior Joaillerie, посвящает уже третью коллекцию высокого ювелирного искусства. Новая Pièces secrètes — заключительная часть триптиха, вдохновленного бывшей резиденцией французских королей.

Коллекция Dior à Versailles, Pièces secrètes посвящена тайнам Версаля. Укромным уголкам и покоям, скелетам в шкафу королевского двора. И если с тайнами у французской монархии все хорошо, то с интимными покоями — хуже: даже залы, принадлежавшие королю и королеве, отнюдь не были скрыты от посторонних глаз. «Мне хотелось поиграть с призраками и черепами, намекнуть на то, что здесь есть нечто, невидимое глазу. Ты не знаешь, что именно, но ощущаешь его присутствие», — объясняет де Кастеллан.

Большая часть украшений включает в себя механические подвижные части и скрытые детали. Например, кольцо из белого и желтого золота, украшенное бриллиантом, открывается, демонстрируя спрятанный внутри миниатюрный рубин, а на усыпанном бриллиантами колье в виде канделябра сверкает рубеллит огранки «груша», под которым, если его приподнять, взгляду открывается инкрустированный миниатюрными бриллиантами череп. В золотом кольце с опалом и в другом, с крупным грушевидным бриллиантом, обнаруживается потайное отделение для любовных записок (возможно) или локона возлюбленного (вероятнее), украшенное гравированным узором в виде восходящего солнца — прямой отсылкой к символике «короля-солнца» Людовика XIV. 

Некоторые украшения декорированы фрагментами старинных зеркал, отражающих черепа, а также гравировкой в виде клевера, крестов и голубей. И хотя сентиментальные мотивы более свойственны эпохе рококо, чем барокко, эта легкая историческая неточность ни в коей мере не конфликтует с основным настроением коллекции — спрятанных за секретными дверями подсказок, тайных посланий и историй «не для всех». Одно из самых зашифрованных украшений в коллекции — серьги с королевской короной (одна для короля, другая для королевы) и замаскированными под локоны волос золотыми деталями — вдохновлено траурными украшениями. Виктуар де Кастеллан намекает: memento mori. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+