На выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина показывают 82 произведения из собрания американских коллекционеров Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан. Год назад в Лувре проходила выставка из той же коллекции, только значительно меньшая — всего 30 работ. При этом ни рисунка Леонарда да Винчи, ни «Девушки за верджинелом» Яна Вермеера, вынесенного в название московского показа, там не было. Значит ли это, что московскому зрителю повезло больше, чем парижскому?
По мне, не значит. В Лувре показали, как и у нас, много прекрасного. Роскошную «Минерву» Рембрандта, для которой позировала молодая Саския. Его же очаровательную «Девушку в расшитой золотом накидке» (драгоценностью светятся не вышивка черной накидки, а легкие золотые кудряшки юной модели с детскими розовыми щечками и сердитым взглядом). Ранний триптих с жанровыми картинами, аллегорически изображающими слух, обоняние и осязание, где еще нет рембрандтовской глубины темных красок и сияния светлых, но есть юмор и смелость в трактовке популярных сюжетов. И еще превосходный рисунок головы молодого льва, много лучший, чем появившийся на московской выставке набросок головы медведя (получилось не слишком похоже) Леонардо да Винчи. Хорошо, что в Пушкинском не поставили в название еще и имя великого итальянца — гения другой эпохи, прославленного не этим наброском.
Но вот с Вермеером не сдержались. «Девушка за верджинелом» не лучшее произведение мастера из Делфта. Долгое время картина считалась только приписываемой ему. После серьезного изучения, предшествовавшего продаже картины на Sotheby’s в 2004 году, можно говорить, что она дописана еще кем-то. И это видно. Стоило ли выставлять ее? Не уверена. Да, своего Вермеера у нас нет, даже на время к нам его редко привозят, да и то поштучно. Но ведь и эта маленькая, лишенная вермееровской нежности и воздуха картина не заполнит обидной лакуны. Только смущает. Публика настроена верить авторитетам: раз говорят, что шедевр, надо им восхищаться — а не получается. И никто ей в ее сомнениях не поможет, ни один экскурсовод не скажет: «Вот это проходная, а это неудачная работа великого художника, вот здесь авторство под сомнением». Рецензии как жанра у нас почти не существует, в публикациях и телерепортажах оценок принято избегать, тем более выставок старых мастеров.
Конечно, гипноз имени действует, что подтвердило недавнее представление публике «Спасителя мира». Попавшие на предаукционный показ зрители разве что не рыдали, глядя на картину, объявленную внезапно обретенным шедевром Леонардо, в то время как публика более насмотренная, в том числе профессионалы, возмущалась («обман, подделка!») или сомневалась («неужели автор „Джоконды“ сюда руку приложил?»). Но все же у всех есть глаза. Так что сомневающемуся зрителю остается надеяться только на музейных кураторов, которые могут отобрать лучшее и отсеять слабое.
«Посетители увидят шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре)» — на сайте Пушкинского музея любят счет. Но не в количестве же дело, на выставке в Лувре показали столько же работ Рембрандта, три картины Дау, одного Халса и три Ливенса. Совсем не показали Метсю и Схалкена (в том числе проигнорировали его почти смешную «Кающуюся Марию Магдалину»). В компанию Рембрандту в Лувре выбрали лучшие картины его соотечественников из Лейденской коллекции. Прежде всего «Мальчика в плаще и тюрбане» Яна Ливенса, ставшего эмблемой луврского показа. Он вынесен на афишу не только благодаря своей фотогеничности и удобству в кадрировании. Портрет эффектен и глубок, и мальчик на нем трогателен в своей подростковой растерянности. В результате парижская выставка получилась хоть и намного меньше московской, но более цельной и яркой. И собрание Капланов предстало там серьезнее и значительнее, чем у нас.
Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» пройдет в ГМИИ им. А.С.Пушкина до 22 июля 2018 года и в Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года.