Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открылась выставка, посвященная культуре и искусству кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке даже представлен символ Республики Казахстан — Золотой человек.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов случилась археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя — Золотого человека, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном». Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары — сегодня включены в государственный герб Казахстана, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Ате. Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан отправляет своего древнего правителя в международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.
На выставке в ВМДПНИ можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV века до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет). В кургане найдено свыше 4 тыс. золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.
Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV веком до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.
По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.
Подробнее на http://www.vmdpni.ru/data/events/2018/04/zolotoy_chelovek/index.php
Галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) представляет выставку Светланы Гофман — серию акварелей, авторских интерпретаций поэзии Осипа Мандельштама. Тонкость стихов Мандельштама отразилась в акварельном цикле из 18 картин. Это углубленное погружение в стихи, ведь ничто так (если не говорить о библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама. Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый свое прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объемна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова — и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желез» и многое другое. Два-три слова — и возникает живущий в каждом отдельном читателе его, читателя, собственный образ.
Стихи Мандельштама — это всегда реакция на конкретное жизненное событие, переживание. Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ. Повторить этот образ невозможно: у каждого читателя он свой. И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться. А если художник?
Подробнее на http://www.gallerykino.ru/projects.php?id=252
Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет серию новых фотографий Владимира Глынина. Работы продемонстрируют зрителю результат исследования цвета, основанного на опыте художников абстрактного экспрессионизма. Специально к этой выставке Григорий Орехов создал энвайронмент — объекты, трансформирующие восприятие пространства галереи. Стеклянный красный куб, меняющий архитектурный ритм Orekhov Gallery, зеленый «Вулкан», вторгающийся в зрительское внимание, и секретная синяя комната намеренно сведены к базовым цветам модели RGB. Эти три энвайронмент-объекта к тому же выполняют роль условных светофильтров. Моделируя восприятие окрашенного спектра света своими объектами, Орехов словно подготавливает зрительский глаз к погружению в сложную цветовую палитру фотографий Глынина.
Новые работы Владимира Глынина рассказывают о воздействии ритма колористики и объема цвета в композиционном поле фотографии. «Я убежден, что власть цвета над нашим подсознанием велика, что любой опыт взаимодействия с цветом способен вызвать определенную эмоцию. Я хочу, чтобы каждая из моих работ для серии RGB затронула в отдельности различные чувства зрителя: радость, меланхолию, энергию, надежду, пустоту, нежность и так далее, образовывая при этом в комплексе ощущение эмоциональной гармонии и баланса», — говорит Владимир Глынин.
В результате полного отказа художника от фигуративизма и фотомонтажа зритель увидит абсолютно реалистичные фотографии с предельно абстрактным содержанием. Если в предыдущих проектах фотографа объектом съемки была архитектура или скульптура, то в RGB им стал сам цвет, снятый в студии. В своей очищенной форме он свел работы Глынина к модулированным полосам, сделав ритм колористики их главным элементом. Апеллируя к холстам Марка Ротко и его «мультиформам», Владимир Глынин для создания собственных работ выбирает технический прием мультиэкспозиции. Подменяя аналогичным фотографическим методом технику тонкого хроматического взаимодействия слоев краски, он переносит свои сокровенные чувства и эмоции не на холст, а на «цифру». Результат мультиэкспозиции интуитивен и непредсказуем, фотограф не может повторить одно и то же дважды. Присутствие в работах элемента цифровой случайности позволяет достичь неожиданных и сложных абстрактных цветовых сочетаний.
Подробнее на http://orekhovgallery.com/exhibition/2/
По материалам пресс-релизов.