Иоганн Винкельман (1717–1768), историк искусства и поклонник Античности, восхищаясь «благородной простотой и спокойным величием» произведений Фидия и Праксителя, тем самым задал идеал изображения тела в скульптуре для нескольких поколений. Однако параллельно существует и другая скульптура, стремящаяся к «правде жизни» и использующая для имитации человеческой плоти главным образом цвет.
Выставка в Метрополитен-Бройер в Нью-Йорке «Как в жизни. Скульптура, цвет и тело с 1300 до наших дней», где собрано 120 образцов, ровно про нее. «Сегодня, когда в культуре происходит столько драматичного, возникла необходимость критически пересмотреть устоявшиеся представления об изображении тела в истории искусства», — говорит куратор проекта Шина Вагстафф. В экспозицию включены произведения классиков и наших современников — Донателло, Эль Греко, Огюста Родена, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Мерет Оппенгейм, Луиз Буржуа, Джеффа Кунса, Изы Генцкен, Йинка Шонибаре и других. И совсем неожиданно встретить в одном ряду с ними экспонаты из Музея восковых скульптур в Нью-Йорке, фарфоровую чашку в виде женской груди, которой пользовалась Мария-Антуанетта, реликварии и деревянные манекены.
Критерием отбора экспонатов для кураторов здесь, помимо раскраски, стали использование одежды на скульптуре, человеческих волос, зубов и даже крови. Как это сделал известный британский скульптор Марк Куинн (Self, 1991), создавший свой скульптурный портрет из 4,5 л собственной крови, которую собирал в течение нескольких месяцев.
«Существует множество подобного материала, никогда и никем не востребованного до нашей выставки, — говорит второй ее куратор Люк Сайсон, оправдывая для кого-то шокирующее сочетание в одном проекте высокого искусства и неискусства. — Во-первых, это добавляет ей зрелищности, а во-вторых, заставляет задуматься, какими на самом деле мы видим себя в реальности, а не только в идеале».
Метрополитен-Бройер
Как в жизни. Скульптура, цвет и тело с 1300 года до наших дней
До 22 июля