18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Национальный музей в Кракове просят провести антифашистскую выставку

№62
Материал из газеты

Художники, искусствоведы и кураторы призывают выступить против расцвета в Польше крайне правых идей и показать, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию и авторитаризму

Более 500 польских искусствоведов, кураторов и художников обратились к директору и заместителю директора Национального музея в Кракове с просьбой выступить против расцвета в стране крайне правого национализма, организовав большую международную выставку, обличающую фашизм.

«В свете участившихся нападений на людей с другим цветом кожи и полного нивелирования прав меньшинств Национальный музей в Кракове должен возложить на себя важную миссию, — говорится в открытом письме. — Вам представилась возможность сыграть ключевую роль в просвещении польского общества».

В письме предлагается организовать выставку, показывающую, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию, войне и авторитаризму. «Гойя, Делакруа, а позже и классические модернисты, такие как Георг Гросс, Пабло Пикассо и Анджей Врублевский, многие из которых сами пережили ужасы войны, в своем творчестве обращались к проблемам ксенофобии и расовой нетерпимости», — говорится в письме. Один из его авторов, историк искусства Павел Брожинский, считает, что партнерами выставки могут стать Центр искусств королевы Софии в Мадриде с его коллекцией работ, посвященных гражданской войне в Испании, и Тейт в Лондоне, где хранятся сатирические антифашистские фотомонтажи и плакаты Джона Хартфилда.

По словам Брожинского, основанием для этой инициативы послужило широкое распространение в Польше крайне правых идей. «Это происходит во всех областях: не только в политике, но и в культуре и шоу-бизнесе, — говорит он, ссылаясь на растущую популярность так называемых брендов патриотической одежды, которые присвоили символы Армии Крайовой, оказывавшей сопротивление нацистской оккупации во время Второй мировой вой­ны. — Это не имеет ничего общего с патриотизмом, а больше похоже на национализм — в самом плохом смысле слова». 

Сейчас в Польше уверенно набирает силу ультраправый национализм. В 2015 году к власти пришла популистская партия «Право и справедливость» (PiS). Утверждается она силой, закручивая гайки в отношении прессы, свободы слова и судебной системы. Призывы вспомнить о «польской гордости» способствовали нездоровому политическому климату и вспышкам ксенофобии, достигшим пика в ноябре прошлого года, когда правые националисты провели в Варшаве митинг, собравший более 60 тыс. человек.

Правительство также пытается переписать историю Польши. Стремясь «перезагрузить» национальный менталитет, власти намерены уничтожить все остатки польской коммунистической истории и любые предположения о том, что поляки были замешаны в холокосте. В феврале президент Польши Анджей Дуда подписал поправки к закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовную ответственность за публичное обвинение поляков в пособничестве нацистской Германии. Как указывает правительство, закон, подвергшийся критике со стороны США и Израиля, гарантирует признание за Польшей статуса жертвы во Второй мировой войне.

Национальный музей в Кракове, которому адресовано открытое письмо, недавно проводил выставку под названием #heritage, которая также послужила этому политическому проекту. Организованная заместителем директора музея Анджеем Щерским, одним из адресатов открытого письма и братом Кшиштофа Щерского, главы кабинета президента Польши, #heritage осветила несколько глав истории страны, рассказанной через экспонаты из коллекции музея. Значок хештега в названии выставки подчеркивал необходимость «открытой дискуссии о нашем культурном наследии» и «пересмотра исторических событий», говорится на сайте музея. Однако экспозиция подверглась резкой критике именно за узкое представление польской истории и преднамеренный пропуск ее темных глав. «Это пример традиционной формы музеологического обмана, где пропаганда замаскирована под объективность», — написала в своей статье о выставке историк искусства Эрика Лерер.

Брожинский рассматривает большую антифашистскую выставку в краковском музее, о которой говорится в письме, как возможность для музея вновь участвовать в открытых политических дискуссиях. «Мы воззвали к музею и его руководству, чтобы провести черту между консервативным национализмом и крайне правым экстремизмом, — говорит он. — Если они не видят между ними разницы, то этот музей станет просто местом для официальной пропаганды».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+