18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Китайский Серебряный век в Москве

№62
Материал из газеты

Более 150 ценнейших произведений декоративно-прикладного искусства эпохи Мин, предпоследней императорской династии Поднебесной, привезут из знаменитого Шанхайского музея, чтобы показать в Музеях Московского Кремля

Справка

Шанхайский музей
Музей древнего искусства Китая

Музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в бывшем здании клуба Шанхайского ипподрома, а спустя семь лет переехал в здание бывшего банка. В 1992 году городское управление Шанхая выделило участок земли в самом центре города, на Народной площади. Местный архитектор Синг Тонг спроектировал здание в форме дина — древнего бронзового ритуального сосуда-треножника, образец которого хранится в экспозиции музея. Строительство началось в 1993 году, а 12 октября 1996 года новое здание уже было открыто для публики. Этот уникальный пяти­этажный (плюс два подземных уровня) комплекс высотой 29,5 м имеет общую площадь 39,2 тыс. кв. м. Музей обладает коллекцией из более чем 120 тыс. экспонатов, включая бронзу, керамику, листы каллиграфии, мебель, изделия из нефрита, древние монеты, ширмы, печати, скульптуры, миниатюры и предметы искусства этнических меньшинств (в галерее меньшинств представлены образцы более 700 ремесел). Музей состоит из 11 галерей и 3 выставочных залов. Часть экспонатов считается предметами искусства государственной важности, как, например, одно из трех сохранившихся «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань, чей возраст составляет около 2 тыс. лет.

Еще…

Продолжая многолетний цикл показов сокровищ императорских, царских и королевских дворов мира, Музеи Московского Кремля на этот раз обратили свой взгляд на Восток, а точнее, предложили посмотреть на искусство предпоследней императорской династии Поднебесной — династии Мин (1368–1644). В этом деле Московскому Кремлю помогла одна из главных культурных сокровищниц Китая — Шанхайский музей, который прислал на выставку более 150 экспонатов из своего богатейшего собрания. 

Эпоха сияющей культуры — это понятие, кстати, дважды звучит в названии выставки, поскольку «мин», собственно, и означает «сияющая», — наступила после того, как померкла предыдущая династия, монгольская Юань (1271–1368). Падению империи потомков Чингисхана способствовали не только известное восстание Красных повязок (1351–1368) и деятельность мятежного братства Белого лотоса, но и само хищническое правление монгольских властителей, запустивших и сельское хозяйство страны, и всякого рода ученость и художественность.

Восстанавливать культурный ландшафт «новым китайцам» пришлось с оглядкой на славное прошлое — на достижения мастеров золотых для Китая периодов Тан (618–907) и Сун (960–1279). В первые десятилетия XV века была восстановлена придворная академия живописи, сложился круг «приверженцев древней литературы», в начале XVII века вышел пятый великий роман Китая «Цветы сливы в золотой вазе», в Пекине в постмонгольское время возобновилось издание газеты, появились объемные словари и энциклопедии, без знания которых ни один функционер-неоконфуцианец не смог бы сдать экзамен на следующий по иерархии чин. Отсюда же пошло почитание всего, что связано с ученостью и письмом. Это касалось и изысканных тушечниц из нефрита, и бронзовых сосудов для разведения туши, и костяных подставок для кистей, а также кабинетов, обставленных изящной мебелью из драгоценных пород дерева (как, например, включенное в выставку забавное кресло в форме шапки чиновника, выполненное из железного дерева), словно предвосхищавшей европейское ар-деко. 

Живописцы придворных школ эпохи Мин ориентировались на образцы прошедших времен. Дун Цичан, государственный деятель рубежа XVI–XVII веков, бывший также художником и каллиграфом, с прямотой выразил ретроспективный дух искусства своего времени, написав наставление: «В живописи главное — знакомое. Изображая просторы, нужно подражать Чжао Даняню, для гор и обрывов моделью должен служить Цзян Гуандао. Для общего контура пользуйся способом „растрепанной конопли“ Дун Юаня или стилем точек пейзажей Сяо Сяна. За контуром дерева обратись к Дун Юаню и Чжао Мэнфу. Так как Ли Чэн писал иногда в блеклых зеленых и синих тонах, а иногда простой тушью, ему можно подражать в обоих стилях». То есть для художников стало обязательным умение писать в разных манерах с использованием приемов любого из перечисленных мастеров прошлого. Впрочем, и среди традиционалистов было немало таких талантливых живописцев, как Вэнь Божэнь (в экспозицию будет включен его «Снежный пейзаж»).

В то же время не столь скованными канонами чувствовали себя художники южных школ, например в Сучжоу и провинции Чжэцзян. Порой считавшиеся дилетантами, они были более свободны в выборе тем и образов. В числе лучших из них — У Вэй, писавший мягкие, как бы пропитанные туманами пейзажи, воспроизводящие манеру сунского художника Ся Гуя, мастер спонтанной экспрессивной живописи лирик Сюй Вэй (его работа «Пион, листья банана и камни» будет на выставке), Вэнь Чжэнмин и другие. 

Утонченное искусство «сияющей» династии располагало к коллекционированию. Любители изящного собирали, помимо древностей, шкатулки и сосуды, выполненные в новых техниках резного лака и перегородчатой эмали. 

Эпоха Мин стала вершиной в развитии искусства фарфора нового времени. Его начали поставлять в страны Европы (изготавливались специальные экспортные «парадные» варианты керамики, соответствовавшие вкусам европейцев), прежде всего в Голландию. Центрами изготовления фарфора были фабрики юга страны — Цзиндэчженя и Дэхуа. Там наладили производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов («саньцай») или подглазурной синей росписью, которую потом покрывала надглазурная роспись зеленым, желтым и красным («доуцай» — стиль «борьбы цветов»). Известнейшим мастером этого периода был Хэ Чаоцзун, прославивишийся изготовлением белых фарфоровых статуэток. В целом производство «белого золота» отличалось большим разнообразием.

С использованием техники поливной глазури был выполнен набор статуэток «Почетный эскорт». Вереница из 66 фарфоровых фигурок, изображающих конных и пеших воинов, ученых, сановников, чиновников и музыкантов, была обнаружена в одном из захоронений некоей персоны, предположительно имевшей отношение к императорской фамилии. Миниатюрная кавалькада, бывшая атрибутом заупокойного культа, станет на выставке «Династия Мин» свое­образным социальным и культурным лексиконом эпохи. 

Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
17 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+