Шанхайский музей
Музей древнего искусства Китая
Музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в бывшем здании клуба Шанхайского ипподрома, а спустя семь лет переехал в здание бывшего банка. В 1992 году городское управление Шанхая выделило участок земли в самом центре города, на Народной площади. Местный архитектор Синг Тонг спроектировал здание в форме дина — древнего бронзового ритуального сосуда-треножника, образец которого хранится в экспозиции музея. Строительство началось в 1993 году, а 12 октября 1996 года новое здание уже было открыто для публики. Этот уникальный пятиэтажный (плюс два подземных уровня) комплекс высотой 29,5 м имеет общую площадь 39,2 тыс. кв. м. Музей обладает коллекцией из более чем 120 тыс. экспонатов, включая бронзу, керамику, листы каллиграфии, мебель, изделия из нефрита, древние монеты, ширмы, печати, скульптуры, миниатюры и предметы искусства этнических меньшинств (в галерее меньшинств представлены образцы более 700 ремесел). Музей состоит из 11 галерей и 3 выставочных залов. Часть экспонатов считается предметами искусства государственной важности, как, например, одно из трех сохранившихся «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань, чей возраст составляет около 2 тыс. лет.
Продолжая многолетний цикл показов сокровищ императорских, царских и королевских дворов мира, Музеи Московского Кремля на этот раз обратили свой взгляд на Восток, а точнее, предложили посмотреть на искусство предпоследней императорской династии Поднебесной — династии Мин (1368–1644). В этом деле Московскому Кремлю помогла одна из главных культурных сокровищниц Китая — Шанхайский музей, который прислал на выставку более 150 экспонатов из своего богатейшего собрания.
Эпоха сияющей культуры — это понятие, кстати, дважды звучит в названии выставки, поскольку «мин», собственно, и означает «сияющая», — наступила после того, как померкла предыдущая династия, монгольская Юань (1271–1368). Падению империи потомков Чингисхана способствовали не только известное восстание Красных повязок (1351–1368) и деятельность мятежного братства Белого лотоса, но и само хищническое правление монгольских властителей, запустивших и сельское хозяйство страны, и всякого рода ученость и художественность.
Восстанавливать культурный ландшафт «новым китайцам» пришлось с оглядкой на славное прошлое — на достижения мастеров золотых для Китая периодов Тан (618–907) и Сун (960–1279). В первые десятилетия XV века была восстановлена придворная академия живописи, сложился круг «приверженцев древней литературы», в начале XVII века вышел пятый великий роман Китая «Цветы сливы в золотой вазе», в Пекине в постмонгольское время возобновилось издание газеты, появились объемные словари и энциклопедии, без знания которых ни один функционер-неоконфуцианец не смог бы сдать экзамен на следующий по иерархии чин. Отсюда же пошло почитание всего, что связано с ученостью и письмом. Это касалось и изысканных тушечниц из нефрита, и бронзовых сосудов для разведения туши, и костяных подставок для кистей, а также кабинетов, обставленных изящной мебелью из драгоценных пород дерева (как, например, включенное в выставку забавное кресло в форме шапки чиновника, выполненное из железного дерева), словно предвосхищавшей европейское ар-деко.
Живописцы придворных школ эпохи Мин ориентировались на образцы прошедших времен. Дун Цичан, государственный деятель рубежа XVI–XVII веков, бывший также художником и каллиграфом, с прямотой выразил ретроспективный дух искусства своего времени, написав наставление: «В живописи главное — знакомое. Изображая просторы, нужно подражать Чжао Даняню, для гор и обрывов моделью должен служить Цзян Гуандао. Для общего контура пользуйся способом „растрепанной конопли“ Дун Юаня или стилем точек пейзажей Сяо Сяна. За контуром дерева обратись к Дун Юаню и Чжао Мэнфу. Так как Ли Чэн писал иногда в блеклых зеленых и синих тонах, а иногда простой тушью, ему можно подражать в обоих стилях». То есть для художников стало обязательным умение писать в разных манерах с использованием приемов любого из перечисленных мастеров прошлого. Впрочем, и среди традиционалистов было немало таких талантливых живописцев, как Вэнь Божэнь (в экспозицию будет включен его «Снежный пейзаж»).
В то же время не столь скованными канонами чувствовали себя художники южных школ, например в Сучжоу и провинции Чжэцзян. Порой считавшиеся дилетантами, они были более свободны в выборе тем и образов. В числе лучших из них — У Вэй, писавший мягкие, как бы пропитанные туманами пейзажи, воспроизводящие манеру сунского художника Ся Гуя, мастер спонтанной экспрессивной живописи лирик Сюй Вэй (его работа «Пион, листья банана и камни» будет на выставке), Вэнь Чжэнмин и другие.
Утонченное искусство «сияющей» династии располагало к коллекционированию. Любители изящного собирали, помимо древностей, шкатулки и сосуды, выполненные в новых техниках резного лака и перегородчатой эмали.
Эпоха Мин стала вершиной в развитии искусства фарфора нового времени. Его начали поставлять в страны Европы (изготавливались специальные экспортные «парадные» варианты керамики, соответствовавшие вкусам европейцев), прежде всего в Голландию. Центрами изготовления фарфора были фабрики юга страны — Цзиндэчженя и Дэхуа. Там наладили производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов («саньцай») или подглазурной синей росписью, которую потом покрывала надглазурная роспись зеленым, желтым и красным («доуцай» — стиль «борьбы цветов»). Известнейшим мастером этого периода был Хэ Чаоцзун, прославивишийся изготовлением белых фарфоровых статуэток. В целом производство «белого золота» отличалось большим разнообразием.
С использованием техники поливной глазури был выполнен набор статуэток «Почетный эскорт». Вереница из 66 фарфоровых фигурок, изображающих конных и пеших воинов, ученых, сановников, чиновников и музыкантов, была обнаружена в одном из захоронений некоей персоны, предположительно имевшей отношение к императорской фамилии. Миниатюрная кавалькада, бывшая атрибутом заупокойного культа, станет на выставке «Династия Мин» своеобразным социальным и культурным лексиконом эпохи.
Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
17 апреля – 25 июля