18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лазеры и гель на водной основе обеспечат алтарю из Римини светлое будущее

№62
Материал из газеты

После реставрации алебастровый ансамбль из музея Либигхаус сможет ездить по миру

Реставраторы франкфуртского музея Либигхаус восстанавливают алтарь из Римини — один из самых больших, изя­щных и хорошо сохранившихся позднесредневековых скульптурных ансамблей, созданных из хрупкого алебастра. Этот алтарь, датируемый приблизительно 1430 годом, считается одним из основных экспонатов Либигхауса. Первоначально он находился в церкви Санта-Мария делле Грацие в итальянском городе Римини, от которого и получил свое название. Созданная в манере интернациональной готики художником, известным как Мастер алтаря из Римини, эта композиция представляет собой фигуру распятого Христа в окружении апостолов. 

По словам главного реставратора Либигхауса Харальда Тайсса, сейчас алтарь слишком хрупок, чтобы путешествовать в другие музеи. «Со временем необходимость реставрации неуклонно росла; мы достигли точки, в которой надо было срочно что-то предпринимать, — говорит он. — Это одно из наших самых востребованных произведений в смысле запросов на предоставление во временное пользование, но нам всегда приходилось отказывать из-за того, что алтарь чересчур хрупок. После реставрации мы начнем рассматривать возможность выдавать его другим институциям».

Ожидается, что реставрация, ставшая возможной благодаря гранту от Ernst von Siemens Kunststiftung, продлится три года. Музей планирует работать сов­местно с парижским Лувром. Специалисты используют новую лазерную технологию, позволяющую провести точный анализ материала — это своего рода составление генетической карты, которая поможет выяснить происхождение алебастра и то, как именно он сформировался. Также Либигхаус сотрудничает с мадридским Музеем Прадо, имеющим опыт очистки неводостойкого алебастра с помощью геля на вод­ной основе, содержащего агар-агар (вещество, получаемое из водорослей). Испания — один из ведущих экспертных центров по работе с алебастром, поэтому в проекте участвует испанский реставратор Мигель Гонсалес де Кеведо Ибаньес.

«Алебастр выглядит как белый мрамор, но его химический состав совершенно иной, он больше похож на гипс, — объясняет Тайсс. — Скульптуры из этого материала можно экспонировать только в закрытых помещениях, мрамор же гораздо тверже. Это означает, что многие методы очистки, широко применяемые к различного вида камню, для алебастра недопустимы».

В ходе предыдущей реставрации, проведенной в 1960-е годы, в форму скульптуры внесли изменения: крест увеличили при помощи надставок, что сделало его менее устойчивым. Тайсс говорит, что теперь надставки удалят и это поможет укрепить алтарь. «Сейчас он выглядит как желтоватый потрескавшийся гипс, но после очистки его изысканная белизна предстанет во всем своем изяществе».

Реставрация будет проводиться в мастерской непосредственно в музее, так что посетители смогут наблюдать за всеми стадиями происходящих работ, кроме тех моментов, когда будут использоваться ла­зеры.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+