18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лазеры и гель на водной основе обеспечат алтарю из Римини светлое будущее

№62
Материал из газеты

После реставрации алебастровый ансамбль из музея Либигхаус сможет ездить по миру

Реставраторы франкфуртского музея Либигхаус восстанавливают алтарь из Римини — один из самых больших, изя­щных и хорошо сохранившихся позднесредневековых скульптурных ансамблей, созданных из хрупкого алебастра. Этот алтарь, датируемый приблизительно 1430 годом, считается одним из основных экспонатов Либигхауса. Первоначально он находился в церкви Санта-Мария делле Грацие в итальянском городе Римини, от которого и получил свое название. Созданная в манере интернациональной готики художником, известным как Мастер алтаря из Римини, эта композиция представляет собой фигуру распятого Христа в окружении апостолов. 

По словам главного реставратора Либигхауса Харальда Тайсса, сейчас алтарь слишком хрупок, чтобы путешествовать в другие музеи. «Со временем необходимость реставрации неуклонно росла; мы достигли точки, в которой надо было срочно что-то предпринимать, — говорит он. — Это одно из наших самых востребованных произведений в смысле запросов на предоставление во временное пользование, но нам всегда приходилось отказывать из-за того, что алтарь чересчур хрупок. После реставрации мы начнем рассматривать возможность выдавать его другим институциям».

Ожидается, что реставрация, ставшая возможной благодаря гранту от Ernst von Siemens Kunststiftung, продлится три года. Музей планирует работать сов­местно с парижским Лувром. Специалисты используют новую лазерную технологию, позволяющую провести точный анализ материала — это своего рода составление генетической карты, которая поможет выяснить происхождение алебастра и то, как именно он сформировался. Также Либигхаус сотрудничает с мадридским Музеем Прадо, имеющим опыт очистки неводостойкого алебастра с помощью геля на вод­ной основе, содержащего агар-агар (вещество, получаемое из водорослей). Испания — один из ведущих экспертных центров по работе с алебастром, поэтому в проекте участвует испанский реставратор Мигель Гонсалес де Кеведо Ибаньес.

«Алебастр выглядит как белый мрамор, но его химический состав совершенно иной, он больше похож на гипс, — объясняет Тайсс. — Скульптуры из этого материала можно экспонировать только в закрытых помещениях, мрамор же гораздо тверже. Это означает, что многие методы очистки, широко применяемые к различного вида камню, для алебастра недопустимы».

В ходе предыдущей реставрации, проведенной в 1960-е годы, в форму скульптуры внесли изменения: крест увеличили при помощи надставок, что сделало его менее устойчивым. Тайсс говорит, что теперь надставки удалят и это поможет укрепить алтарь. «Сейчас он выглядит как желтоватый потрескавшийся гипс, но после очистки его изысканная белизна предстанет во всем своем изяществе».

Реставрация будет проводиться в мастерской непосредственно в музее, так что посетители смогут наблюдать за всеми стадиями происходящих работ, кроме тех моментов, когда будут использоваться ла­зеры.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+