Цель оперы, этого детища эпохи барокко, состоит в том, чтобы сочетать в себе все известные формы искусства: музыку, сказанное и спетое слово, танец, художественное оформление, костюм, архитектуру, скульптуру и живопись. Никогда прежде не существовало столь долговременного и всеобъемлющего художественного проекта, требующего согласованности многочисленных талантов. Как ни удивительно, этот вид театрального искусства пережил не только породившую его эпоху, но и те цели, которые изначально перед ним ставились.
Каталог выставки «Опера: страсть, сила и политика», недавно прошедшей в Музее Виктории и Альберта, отражает вклад изобразительных искусств в оперу лишь отчасти. К примеру, на выставке демонстрировалась замечательная реконструкция декораций к опере Генделя: сквозь бурлящие волны пробивается парусное судно. Однако в каталоге о ней не упоминается. Были представлены роскошные костюмы разных эпох, но и о них ничего не говорится. Демонстрировались фильмы о произведениях Моцарта, Вагнера и Штрауса, а также о недавних оперных постановках — об этом тоже не сказано. Между тем подобные экспонаты и фильмы свидетельствуют о важности художественного аспекта для исполнителей и оформления сцены.
Искусству авторы выставки и каталога предпочли вопрос о политических силах, определяющих значимость постановок. Разумеется, политический аспект важен для понимания продолжительного влияния оперы. И все-таки должно настать время, когда мы побываем на выставке, посвященной деятелям искусства, участвовавшим в подготовке сценографии и костюмов, важнейших элементов оперного представления.